Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  Проповедь иерея Александра Шумского в Неделю 27-ю по Пятидесятнице …

  Проповедь произнесена 14 декабря в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре на Патриаршей службе.
 
  Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

  Дорогие братья и сестры!

  В сегодняшнем евангельском чтении от Луки (Лк., 91 зач., XVIII, 18-27) Господь наш Иисус Христос напоминает всем нам о тех условиях, без выполнения которых мы не в состоянии наследовать вечную жизнь, то есть войти в Царствие Небесное. Некто из начальствующих иудеев, человек богатый и молодой (Евангелисты Матфей и Марк называют его богатым юношей), обратился к Иисусу Христу с вопросом: «Учитель Благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». В Евангелии подчеркивается, что этот человек был не просто богат, а очень богат!

  Этот богатый начальствующий молодой человек обращается к Иисусу Христу с данным вопросом совершенно искренне. Он полагает, что его богатство позволит ему совершать добрые дела, открывающие путь ко спасению, путь в вечную жизнь. И он ждет от Господа совета, как ему лучше и правильнее распорядиться своим огромным богатством для спасения души, для обретения вечной жизни. Но, при этом он не мыслит себя вне своего материального благополучия, вне своих денег. Господь, конечно, читает в его душе и сердце, как в открытой книге. Он отвечает юноше: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Богатый человек отвечает, что все перечисленные Господом заповеди он выполняет с молодых ногтей. Вероятно, в этот момент он был очень доволен собой и самоуверенно ожидал, что Иисус Христос даст ему сейчас совет, как правильно использовать богатство для спасения души. Возможно, в его сознании возникали тщеславные картины, как он великодушно помогает бедным, как они его при этом со слезами благодарят, и как он чувствует себя хорошим и добрым, но сохраняющим при этом свою комфортную благополучную жизнь и свои деньги.

  И вдруг Господь говорит ему такое, от чего у богатого молодого иудейского начальника сразу изменилось настроение. Он совершенно не ожидал услышать слова Иисуса Христа: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». И мещанско-сентименатльный мир начальствующего богача после этих слов Спасителя сразу же обрушился, обрушилась вся его ложная ценностная установка, все его ложное представление о добре и зле, и, самое главное — его ложное представление о любви к Богу и ближнему. И он, несчастный, опечалился, лицо его из радостного превратилось в омраченное, и он отошел от Христа. Святитель Николай Сербский (Велимирович) в этой связи говорит: «Господь заранее знал, что Его слово не сможет отлучить душу юноши от земного богатства и повенчать ее с Богом». Святитель Николай Сербский показывает всю фальшь фарисейского и законнического понимания добра и зла. Он потрясающе говорит: «Господь, наконец, призывает его: и приходи и следуй за Мною. Когда ты со всем расстанешься, тогда последуй за Мною обеими ногами и обоими очами. Ты не можешь идти одной ногой за Мною, а другой — за своим богатством и не можешь одним оком смотреть на Меня, а другим — на свое имение. Нельзя ведь служить двум господам!» И мы видим, братья и сестры, как богатый молодой человек, по слову святителя Николая, «отошел обеими ногами и обоими очами к своему злосчастному богатству».

  Предложение Иисуса Христа продать все свое имение и раздать нищим оказалось для этого богатого человека сильнейшим нравственным потрясением еще и потому, что богатство считалось у ветхозаветных евреев Божиим благословением. И людей, имевших большое имение, почитали как особо угодивших Богу. Эта иудейская психология проникла впоследствии в протестантизм и стала одной из главных основ протестантской западной этики. Своим ответом богатому иудейскому начальнику Господь полностью опровергает ложное представление древних евреев о праведности.

  В советское время этот евангельский сюжет мог казаться не столь актуальным, как сегодня. Действительно, не было в советском обществе такого чудовищного разделения на бедных и богатых, как в наши дни. Не было столь вызывающей демонстрации богатыми людьми своей богатой и сытой жизни.

  Но сегодня мы встречаем таких богатых начальствующих юношей, и не только юношей, на каждом шагу. Некоторые из них ходят в храмы Божии, исповедуются, причащаются, занимаются благотворительностью. И они, так же как и евангельский молодой богач, полагают, что можно совмещать свое огромное состояние с выполнением Божиих заповедей. И они, слыша сегодняшнее евангельское чтение, также с печалью в сердце отходят от Господа, так как не готовы отказаться от своего богатства.

  Хотелось бы обратиться к таким богатым начальствующим людям словами священномученика равноапостольного Космы Этолийского, великого святого, который в XVIII веке духовно просвещал погибавшие во тьме невежества и неверия балканские народы: «Будем довольствоваться необходимой пищей и питием, одежонкой нужной, а все остальное будем раздавать беднякам ради бессмертной души нашей. Бог дал нам богатство не для того, чтобы мы объедались, носили дорогие одежды и строили высокие дворцы, чтобы мыши плясали от радости, а бедняки умирали с голода. Знайте, братья, что это и есть наш долг. С сегодняшнего дня так и поступайте, если желаете спастись».

  Господь, видя опечалившегося богатого молодого человека, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!».

  Выдающийся подвижник благочестия нашего времени митрополит Вениамин (Федченков) говорил в связи с этими евангельскими словами, что если верблюду никак невозможно пройти сквозь игольные уши, то богатому еще невозможнее войти в Царствие Небесное. То есть невозможней невозможного!

  Люди, слышавшие эти слова Спасителя, пришли в смятение и растерянность, и спросили Господа: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу».

  Удивительные слова, свидетельствующие, что все возможно для любого искренне верующего человека, если он призовет на помощь Бога. И богатый может пройти сквозь игольные уши, если искренне от всего сердца припадет ко Господу! И мы знаем немало примеров, когда люди, имеющие большое состояние, угодили Богу и спаслись. Авраам имел большое богатство, но своими душой и сердцем, верою своею был привязан к Богу несравненно сильнее, чем к своим имениям. Он готов был в любой момент отдать все ради Бога. Праведному Иову огромное богатство не мешало почитать истинного Бога. А Иосиф Аримафейский?! Разве помешало ему его богатство полностью предаться Господу нашему Иисусу Христу?! Вспомним и совсем близкого к нам по времени святого — преподобного Серафима Вырицкого. Он был очень богатым человеком, занимался торговлей. По богатству для своего времени его вполне можно сравнить с нынешними мультимиллионерами, если не с миллиардерами. Однако, это не мешало ему почитать Господа нашего Иисуса Христа. Но он дошел до высшего подвига благочестия — полностью отказался от своего богатства и стал одним из величайших православных русских святых! Что отличало этих богачей от большинства других? Только то, что их сердце принадлежало Богу, а не земному богатству. Трудно ли это? Невозможней невозможного! Но они смогли, потому что любили Бога больше всего на свете!

  Так что ни богатство само по себе не является погибельным, ни бедность — спасительной. Если бедняк будет завидовать богатому и роптать на свое бедственное материальное положение и захочет все поделить, то его участь в вечности окажется ничуть не лучше участи богача, который презирал бедных и был безразличен к Богу. И каждый из нас, бедный ли, богатый ли, должен задать себе лишь один вопрос: «Где мое сердце?» Аминь.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?