Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  На вопросы читателей отвечает писатель и публицист, священник Александр Шумский …

  Иерей Александр Шумский (род. в 1954 году в Москве) - клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках.  Закончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. Работал учителем истории в школе. Директор Николо-Хамовнического учебного центра, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России. Лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, по разряду «Критика» за пропаганду русского православного литературного слова. Автор более двухсот статей и очерков.

 Ответы на вопросы читателей

  Loader: Можно ли назвать Петра Верзилова (кстати, его фамилия напоминает фамилию А.П. Версиолова из "Подростка"), показанного вчера в фильме А. Мамонтова "Провокаторы 3", Петром Верховенским в жизни?

  о. Александр Шумский: На Петеньку Верховенского из романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Петр Верзилов никак не тянет, разве что на представителя «малого народа» Лямшина, запустившего мышь за оклад иконы.

  Вятчанин: Отец Александр, скажите, чем отличается смирение от низкой самооценки? Смиренный человек стяжает благодать, получает Божью помощь, а человек с низкой самооценкой не имеет дерзновения, о которой говорит преп. Серафим Саровский, что современные христиане не имеют дерзновения древних подвижников.

  о. Александр Шумский: Смирение - это правильное понимание человеком Божией воли. И бывает так, что Бог призывает человека взять в руки оружие и сокрушать врагов Божиих и врагов Отечества. Вспомните благословление на ратный подвиг, данное монахам преп. Сергием Радонежским, вспомните свт. Кирилла Александрийского, благословившего свою паству изгнать иудеев, которые преследовали и убивали христиан.

  Нередко смирение отождествляют с кротостью, но кротость лишь одно из проявлений смирения, также как и праведный гнев. Кротость должна проявляться только по отношению к личным врагам. Отождествление смирения исключительно с кротостью заканчивается розовым христианством или толстовством.  А низкая самооценка - это комплекс неполноценности или психическое заболевание. Низкая самооценка также опасна как и завышенная.

  lexa: Отец Александр, как Вы считаете, может ли считаться русским тот, кто ругается матом, или это и есть отличительная черта русского человека?

  о. Александр Шумский: Русский человек, ругающийся матом, совершает грех и наносит ущерб, прежде всего, своей православной вере. Но это также относится и к человеку любой другой национальности.

  Вятчанин: Батюшка, не согласен с Вашим тезисом о том, что русский человек - самый свободный на земле. Если опираться на Вашу аргументацию, то у нас и русских в России не осталось. Не господствуй сегодня в России культ золотого тельца, никакая заграничная вошь не смогла бы сосать нашу кровь. Да и многие ли сегодня хотят быть русскими? Многие мечтали бы отправить свое чадо на ПМЖ заграницу. Может быть, лучше честно признать, что, по выражению В.Крупина, нас полонили чужие нравы и чужие деньги?

  о. Александр Шумский: Когда я говорю, что русский - самый свободный человек на земле, я, конечно, имею в виду некий идеал, к которому должна стремиться русская душа. Ф. М. Достоевский называл русский народ Богоносцем. Но это ведь не означает, что он считал таковым каждого конкретного русского человека.

  Hyuga: Отец Александр, вы, пожалуй, самый активный, агрессивный и радикальный автор на РНЛ. Это я приветствую, приветствую и ваши перехлёсты, ибо не время пребывать в расслаблении, а время действовать. Расскажите, как пришли к Богу, как решили служить Церкви и не сожалеете ли о выборе (я лично даже уверен, что не сожалеете). А кем вам мечталось быть в детстве и если бы не Церковь, где вы желали себя ныне видеть.
Русский народ для вас европейцы или всё-таки какие-то евразийцы? И не ведёт ли преподавание ОПК в школе к возможному отторжению в сознании ребёнка в будущем, ведь наша школа пока ещё не стала безоговорочным авторитетом для детей и некоторыми из них воспринимается как инструмент принуждения. Для Бога ведь надо созреть, а посеянные в неподготовленную землю семена все равно добрых всходов не дадут. В прежней России через семинарию прошло и немало отщепенцев-революционеров.
Уместна ли монархия ныне в России, не исчерпала ли она себя уже к 1917 году?
Мешает ли семья и наличие супруги постигать тайну Божию. Не лучше ли, если у служителя церкви будет законная жена, нежели (не дай Господи!) незаконный друг? (это к проблеме монашества).

  о. Александр Шумский: К Богу пришел по зову сердца, атеистом никогда не был. Подробнее об этом написано в моей статье «Родной человек».                                           

  Русские, конечно, евразийцы, хотя и это определение не исчерпывает понятие «русский». Однажды чернокожий американский боксер-тяжеловес Хасим Рахман перед боем за звание чемпиона мира с нашим Олегом Маскаевым сказал: «Белые ребята слабые, я всегда бил белых». На что Олег Маскаев ответил: «А я не белый, я русский», - и во время боя чудовищным ударом с правой в челюсть выбросил чернокожего хвастуна за канаты!

  Как может ОПК вести к отторжению от православия, когда никак не удается толком даже начать его преподавание? Не будет ОПК - будет педерастия и порнография!

  Монархия - самая желательная форма правления, и я надеюсь, что мы к ней вернемся.

  Семья и супруга помогают постигать тайну Божию.

  Токарев: О.Александр, почему Вы уважаете Джугашвили, который не почитал Господа нашего Иисуса Христа?

  о. Александр Шумский: Токарев, примите успокоительное!

  Александрс.: Отец Александр, в Вашей статье "Ювеналка - дочь Клары..." открытый призыв к убийству "ювенальных крыс". За попытку обсуждения этого Вашего мнения форумчане во главе с главредом Степановым травят Ирину (см. пост 68, например). Как Вы на это смотрите? Вы по-прежнему одобряете Ваш призыв? Я ненавижу ювеналку не меньше Вашего, и Ирина от нее пострадала.

  о. Александр Шумский: В моей статье «Ювеналка - дочь Клары Цеткин и Льва Троцкого» содержится призыв к сопротивлению беззаконию, а не к убийству. Не занимайтесь подменой понятий!

  Что касается так называемой Фиры, то она - самый настоящий провокатор, пытающийся раздуть еврейский вопрос. В моей статье нет даже малейшего намека на антисемитизм, но она упорно пытается подвести меня под статью, при этом еще лукаво извиняясь. Никто ее не травил, это она пыталась начать травлю и получила совершенно заслуженно по своим клеветническим губам. И вообще я подозреваю, что Фира - это чей-то заказ.

  Андрей Карпов: О. Александр, расскажите, пожалуйста, если можно, как в епархии относятся к Вашей публицистической деятельности.

  о. Александр Шумский: В какой «епархии»? Кто относится? Надо четко формулировать свои вопросы. О ряде моих публикаций положительно высказывался прот. Всеволод Чаплин. Однажды он пригласил меня в свой ночной эфир на «Русской службе новостей».

  ortodox:

1 - Какие конкретные коллективные действия русских ( т.е. именно как народа) за последние полвека Вы можете привести в подтверждение своих слов ? (Кроме упоминания о массовых митингах в поддержку Путина и постоянных прихожанах православных храмов, которых менее 5 % населения)

2 - Конкретно как любовь русских к Родине проявилась в период распада СССР ? Народ в своё время поддержал Ельцина из-за того, что не было сомнения в его любви к Богу ? Или к Родине ?

3 - Как это сочетается с итогами всенародного майского референдума 1991, которые были растоптаны Ельциным ?

  о. Александр Шумский: Смотри ответ на четвертый вопрос

  Анатолий Степанов: Отец Александр, расскажите наконец честно и кратко: как Вы относитесь к Царю-Мученику Николаю, к революции, к новомученикам и к Сталину.

  о. Александр Шумский: К Царю-Мученику отношусь как к величайшему святому, назвал в его честь своего второго внука. К революции отношусь отрицательно. К Сталину отношусь как к великому государственному деятелю, создавшему великую страну под названием СССР, уничтожившему троцкистских выродков и победившему в самой страшной войне.

  Hyuga: Ваше отношение к личности Григория Распутина. Всякий народ в империи, доросший до своей государственности, государственность эту рано или поздно получает. В этом уязвимость любой империи. Не пора и русскому народу подумать и о своей государственности, потому как иначе можно не только не остаться ни с чем, но и вообще исчезнуть. Патриарх Никон проводил реформы в 17 веке для унификации с Грецией и Украиной, но Греция и Украина это Европа, но никак не Орда. Не была ли это попытка уйти от тяжёлого наследия сотрудничества с Ордой? Двести последних лет прежняя Россия жила без патриарха и всё обходилось, и никто из последующих после Петра государей к идее патриаршества не возвращался, а вот к кризису своему страна подошла совсем по другой причине. Потом у нас опять стал патриарх, но только патриарх Тихон подавал решительный голос, а от других позднее были только подголоски. А нужен ли РПЦ патриарх? Не есть это лишняя бюрократическая фигура? Как поступить иерею, услышавшему на исповеди от исповедуемого о совершённом зверском убийстве? Донести в соответствующие инстанции или взять жертвенные деньги и простить? Вера христианская православная держится на вере и доверии. Когда вдруг теряется доверие к иерею, тогда такому иерею не место в церкви. Допустимо ли иерею хотя бы один раз соврать? Владыка Московской области именуется митрополитом Крутицким и Коломенским. Коломенский это по славному городу Коломне (некогда с 14 века и по конец 18 века епархиальный центр), Крутицкий по резиденции епископов Сарских и Подонских, жившим в тесных отношениях с ордынскими ханами. А это весьма тягостные воспоминания для всякого русского патриота. Не пора от слова Крутицкий избавиться?

  о. Александр Шумский: Распутин был очень сложной фигурой. Его тайна еще не раскрыта. Русский народ уже давно не только дорос до своей государственности, но с успехом строил ее многие столетия, и называется она империей. Теперь мы должны ее вернуть. И только так мы сможем уцелеть и двинуться вперед. Патриарх необходим не только для Русской Православной Церкви, но и для всей России. Последние события подтверждают это со всей очевидностью.

  Ваш вопрос по поводу исповеди в зверском преступлении поставлен абстрактно и не имеет смысла. В таких случаях очень большое значение имеют нюансы. Можно говорить только о конкретных реальных ситуациях. Общего рецепта здесь нет.

  Борис Утробин: Ваше Преподобие, два вопроса:

1. Прочему вы сняли все свои статьи о поедании абортированных младенцев в Китае из архива РНЛ.

2. Цитата: "...Православные активисты в Саратове только за 3 дня собрали 34 тысячи подписей за возвращение в УК статьи за мужеложство. Это значит, что русский народ в своем подавляющем большинстве выступает за возвращение данной статьи". Прошу прокомментировать простой расчет, основанный на приведенных вами цифрах: 836900 100% население Саратова, всего 34000 х% Х= 4,06% подавляющее большинство русского народа.

  о. Александр Шумский: Борис, выпейте валокордина или соточку, и успокойтесь!

  НатаН: Отец Александр! Очень хотелось бы узнать отношение РПЦ к писателю Юрию Никитину, особенно к его романам, в которых затрагиваются вопросы христианства: "Святой грааль", "Откровение", "Стоунхендж", "Возвращение Томаса". Его подход к некоторым вопросам веры довольно необычен и, если честно, очень импонирует.

  о. Александр Шумский: Произведения этого писателя не читал.

  Вологжанин: Здравствуйте, отец Александр. В детстве на время летних каникул нам давали список книг для прочтения. Составьте пожалуйста Ваш список, которые Вы считаете нужно прочитать хотя бы раз. Спасибо.

  о. Александр Шумский: Всю русскую классику и, особенно, Достоевского, Пушкина, Гончарова.

  Адриан Роум: О. Александр, сегодня Церковь в России не гонима от власти, и появилось много разных, особенно молодых и духовно малоопытных священников, которые активно вмешиваются в общественную жизнь. Их видно повсюду - заседающими во всяких комитетах и собраниях. При этом их даже внешний вид - черное облачение, полная обычно борода, обязанность вычитывать ежедневные молитвы, служить Литургию - указывают на неотмирность традиционной Православной Церкви. При этом они вмешиваются во все области, где даже не очень компетентны, рассуждают о политике и пр. мирских материях, попадая часто впросак и заставляя краснеть за них. Не думаете ли Вы, что такая активность может повредить в перспективе Церкви, подломить её авторитет? Не лучше ли им заботиться об общине, налаживать там помощь больным, одиноким, создавая группы милосердия? Объединять людей для благоустроения их жизни, помощи друг другу, общения, создания клубов и кружков для незанятой молодежи, уборки своих дворов и т.д.? Вместо этого всего батюшки занимаются нередко постоянным обличением всего без разбора. Не считаете ли Вы, что это самое легкое, всех громить и обличать, вместо конструктивной общинной деятельности, к чему и призван пастырь?

2. Как Вы думаете, каким образом можно было бы привлечь детей - мальчиков и девочек - к хоровому церковному пению? Делаете ли Вы лично что-то для этого? Спасибо.

  о. Александр Шумский: Отвечу словами епископа Никона (Рождественского): «Но польские приспешники осыпали Патриарха Гермогена насмешками.

- Твое дело, - говорили они, - Святейший отче, смотреть за церковными делами, а в мирские дела тебе не следует вмешиваться.

  Как это похоже на то, что в наше смутное время говорят нам, пастырям Церкви, современные нам приспешники масонов и иудеев: не ваше дело вмешиваться в политику! Как будто любовь к Отечеству - политика! Как будто охрана православной веры в России - политика!

  Святитель Гермоген не слушал тогдашних изменников: он дал нам пример и завет, как относиться к таким толкам. Он отстаивал правду Божию по архиерейской совести, а не по толкованию тех, кто и Бога потерял, и врагу продался».

  Антоний: Отец Александр, получаете ли Вы угрозы в свой адрес? Храни Вас Господь.

  о. Александр Шумский: Пока Бог миловал. Но если такое произойдет, то положусь  на Бога и Его святых, а также на своих верных, ответственных и очень профессиональных друзей.

  Анатолий Степанов: Отче, как Вам удается, имея серьезную нагрузку служащего священника, воспитывая восьмерых (если не ошибаюсь) детей, плодотворно трудиться на публицистическом поприще (хочу для читателей заметить, что о.Александр за свои статьи не получает гонораров от РНЛ, а то некоторые сплетни распускают). Откуда берутся силы?

  о. Александр Шумский: Я очень люблю церковную службу, особенно Литургию, очень люблю приходскую жизнь, даже ее недостатки. Я ничего не хочу менять в этой жизни. Я всем доволен. Я люблю соборовать больных, причащать их, освящать жилища. У Бога я прошу только одного - до конца моих дней предстоять у Его Престола. А еще есть моя родная «Русская Народная Линия» и мои братья и сестры, служащие там на благо нашего Русского дела. Они подарили мне возможность полностью творчески реализоваться. Вот, наверное, неизбывное чувство благодарности Богу, братьям и сестрам и дает мне силы!

  Вятчанин: Отец Александр, как Вы оцениваете положение русского населения в России?

  Вот что происходит у нас в русской провинции. Обезлюдели сельские территории, от райцентра до райцентра не только нет населенных пунктов, но и поля заросли лесом. Все(!) родильные дома в райцентрах закрыты приказом свыше, построили один гигантский перинатальный центр в городе. Трубили о нем во все фанфары, но теперь его не принимает в эксплуатацию СЭС, и все молчат. Работы, медицины на селе практически нет, молодежь уезжает жить в Москву, Нижний, Питер. Это настоящая цивилизационная катастрофа, о которой пока никто не говорит. Местная торговля вытесняется продуктовыми корпорациями "Пятерочка" и "Магнит". Получается, как у пророка Давида: "Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней" (Псалом 36, 28-29). Получается, что это суд Божий над нами? Как это правильно воспринимать? К чему нам готовить своих детей?

  о. Александр Шумский: Все, что Вы описываете отзывается во мне глубокой сердечной болью. Но я надеюсь, что все-таки мы восстановимся.

  Мефодий: Алекс, как Вы относитесь к Анатолию Вассерману?

  о. Александр Шумский: А кто такой Алекс?

  рудовский: Здравствуйте, отец Александр.

  Вопрос предельно прост: почему Вы зациклены на одних и тех же идеях, почему Ваши статьи все время наполнены одними и теми же образами? Ваша среднестатистическая статья - это набор одних и тех же слов по сути (интеллигенциязло, троцкистыпрочь, сталинизмполондуховностинавсегда).

  о. Александр Шумский: Рудовский, у меня такое впечатление, что напротив Вашей кровати на стене висит мой портрет, и Вы пускаете в него свои игрушечные стрелки.

  Александрс.: Уважаемый отец Александр, как Вы считаете, можно ли (мирскому человеку) критиковать публичные выступления священников (епископов, патриархов, Патриарха), их высказывания. Выражать в той или иной мере свое несогласие. Например, на нашем форуме был спор по этому поводу о статье Крупина "Плач Кураева по Сванидзе", где некоторые форумчане чуть ли не анафемой грозили Владимиру Николаевичу за его критику в адрес Кураева и приводили в устрашение Номоканон Правило 121.("Яко недостоит просту человеку, укорити священника, или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде и истинна суть. аще же постигнет сие сотворити простолюдин, сиречь простыи человек, да есть анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Июдино место"). Спасибо за ответ.

  о. Александр Шумский: Критиковать можно любые публичные высказывания. Но критика должна быть адекватной.

  Александрс.: Уважаемый отец Александр, здесь же, чуть ниже (вопрос 5) Ваш почитатель Hyuga, задавая свой вопрос, говорит: "Отец Александр, вы, пожалуй, самый активный, агрессивный и радикальный автор на РНЛ. Это я приветствую, приветствую и ваши перехлёсты, ибо не время пребывать в расслаблении, а время действовать". Здесь Hyuga агрессию и перехлесты, как Вы видите, одобряет. Как Вы считаете, бывает ли хорошая агрессия (а также хорошая жестокость, хорошая ложь, хороший грех)? Считаете ли Вы себя агрессивным и перехлёстнутым?

  о. Александр Шумский: Себя агрессивным не считаю, как и перехлестнутым. Если Вы заметили, я очень редко отвечаю на форуме на агрессию и оскорбления, которые в изобилии изливаются на меня почти после каждой моей статьи. Так у кого агрессия и перехлесты? Может быть стоит кое-кому вспомнить  про бревно и соломинку в глазу?

  Владислав Кононов: Отец Александр, на что Вы посоветуете обратить внимание при выборе жены?

  о. Александр Шумский: Жена - не лошадь.  В основе выбора жены должна лежать взаимная  полноценная любовь.

  Еленка: Здравствуйте, отец Александр! Скажите, правда ли, что существует пророчество св. Лаврентия Черниговского, что антихрист не сможет захватить Россию?

  о. Александр Шумский: Я не встречал вполне достоверных текстов, которые можно было бы без сомнения приписать этому святому. Но очень хотелось бы, чтобы эти пророчества оказались подлинными.

  хохол1648: как относитесь к о. Афанасию Карульскому афонскому монаху и к его публицистике?

  о. Александр Шумский: Никак не отношусь. Я его плохо знаю. Что-то слышал, но, насколько все достоверно, сказать не берусь. Я привык верить только своим глазам.

  Фортунат: Отец Александр ваши статьи интересны, полемичны, не всегда традиционны для священника. Однако они, на мой взгляд, не всегда логичны и последовательны. Вы с пониманием относитесь к деятельности И.В. Сталина и в тоже время и с тем же пониманием к деятельности В.В. Путина. Хотелось бы узнать, где вы искренни. Но если вдуматься вопрос риторический, и следуя по этому пути можно впасть в грех празднословия. Поэтому вместо вопроса я изложу просьбу. Под угрозой существование Свято-Алексеевской пустыни, что под Переславлем-Залесским. Вы наверно слышали об этом уникальном месте. Неужели мы допустим, чтобы на месте этого уникального православного поселения был асфальт. Если так дела будут двигаться дальше, то, что же тогда останется от Родины. Если мы предадим Родину, то и Бог от нас отвернется. Скажите свое слово в защиту Свято-Алексеевской пустыни. Ну, как же так получается, почему РНЛ молчит об это вопиющем факте. Молчание в данном случае недопустимо оно равноценно предательству.

  о. Александр Шумский: Искренен и в отношении к Сталину, и в отношении к Путину. За Свято-Алексеевскую пустынь будем бороться. Такими словами как «предательство» не стоит злоупотребять!

  сотрудник: Здравствуйте дорогой батюшка!

1. Скажите, могут ли священники на проповеди после службы говорить о проблемах нашего государства?

  о. Александр Шумский: Могут, если для этого действительно есть повод. Все должно быть духовно обоснованно.

Ни шагу назад!: Может ли быть полезна идеология либерализма русскому человеку, чем русский либерализм начала прошлого века отличен от современного "либерализма"?

  о. Александр Шумский: Ничем принципиально русский либерализм прошлого и позапрошлого веков не отличается от нынешнего.

  рудовский:  Еще вопрос батюшке: напишите ли Вы в ближайшее время какую-нибудь разгромную статью, посвященную в частности скандалу вокруг омерзительного эфира на "Маяке", в котором ведущие смеялись над больными муковисцидозом, и вообще ситуацию вокруг поразительно убогой и отсталой системы нашего здравоохранения (отсутствие программ по лечению пациентов с редкими болезнями, нехватка кадров/оборудования/лекарств, необычайно низкий уровень культуры нашего общества по отношению к людям с синдромом дауна, к людям с ограниченными физическими возможностями и пр.)? Очень хочется почитать что-то такое, причем с примерами из жизни.

  И что надо сделать, чтоб жить и болеть в России было не так страшно?..

  о. Александр Шумский: Рудовский, примите успокоительное или бросьте в мой портрет на вашей стене еще один дротик.

  дезинфектор: Может ли священник открыто демонстрировать те или иные политические и идеологические предпочтения?

  о. Александр Шумский: Демонстрировать ничего не надо. Православный русский священник должен любить Господа нашего Иисуса Христа и Родину. Если он не любит свою Родину, то и Христа любить не сможет. Таких «предателей в рясах» мы уже видели и знаем!

  Харитонов Андрей: Уважаемый о. Александр! Расскажите пожалуйста о Вашей деятельности в качестве члена Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.

  о. Александр Шумский: Андрей! Приходите ко мне в храм, и там я Вам  не только расскажу, но и покажу, что я делаю в качестве члена Миссионерской  комиссии.

  Токарев: о.Александр, как Вы относитесь к деятельности священника Романа Зеленского, который является заштатным клириком Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. 17 июля 2008 г. он был отстранен от служения в храме святых Геннадия и Евфимия, архиепископов Новгородских, в поселке Ковалево Ленинградской области и почислен за штат. Причиной этому послужили неправославные воззрения священника Романа, проповедующего необходимость всеобщего покаяния за убийство последнего российского императора и отказавшегося возносить за богослужениями имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

  Наиболее радикальным вероучительным отступлением священника Романа Зелинского от православного исповедания является его вера в искупительное значение смерти последнего российского императора для русского народа. Участников Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. заштатный священнослужитель именует "собором клятвопреступников" и "сборищем революционеров в митрах". Вопреки официальной позиции Русской Православной Церкви, иерей Роман именует кровавого тирана XVI ст. Иоанна Грозного "святым благоверным царем", а скандально известного авантюриста Г.Распутина "святым новомучеником старцем Григорием".

  о. Александр Шумский: Запрещение в служении священника Романа Зеленского абсолютно справедливо, так как его действия и высказывания носили раскольнический и еретический характер. Искупитель у нас один - Господь наш Иисус Христос. Никакой официальной позиции Русской Православной Церкви относительно царя Иоанна Грозного и Григория Распутина не существует, так же, кстати, как и относительно Сталина, и советского периода. Есть лишь различные мнения разной степени авторитетности на сей счет. Слишком сложные фигуры и эпохи, поэтому Церковь  проявляет здесь мудрость и осторожность, не давая однозначных однобоких оценок, вроде «кровавого тирана» или «авантюриста». Моя формула относительно названных фигур следующая: «не святые, но и не исчадья ада».


Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Список имен


Strict Standards: Non-static method modJoesWordCloudHelper::getModuleContent() should not be called statically in /home/shumsky/domains/shumskiy.su/public_html/modules/mod_joeswordcloud/mod_joeswordcloud.php on line 18

Комментарии

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?