Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  Известный священник рассказал, к чему приводит миссионерство с либеральным душком …

  29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заявил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор тем, вынесенных на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. Своим видением этих проблем поделился в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский.

  Однозначно нужна миссионерская деятельность. Патриарх об этом неоднократно говорил. В этом я, как и все наши священнослужители, его полностью поддерживаю. Правда, пока нет четкого определения, что такое миссионерская деятельность. Хотелось бы более четкого определения. Что эта деятельность значит сегодня, какова ее цель сейчас? Среди кого мы проводим миссию? Кого мы имеем в виду? Надо хорошо продумать и определить миссионерскую деятельность. Сейчас социальная структура общества сильно изменилась, поэтому нужно ясно понимать, на кого направлена миссионерская деятельность и каковы ее цели.

  Дело в том, что наши либеральные теоретики миссионерства (их имена я называл в статье «Высокомерие убивает понимание») говорят, что миссия - это проповедь Христа, а не Церкви. Эта формула миссии либеральных миссионеров мне представляется весьма опасной, поскольку происходит отрыв Христа от Церкви. Но, Церковь и Христос едины и неразделимы, ибо Церковь есть тело Христово. Здесь таится существенная мировоззренческая и богословская ошибка. Понимаемая таким образом миссия отрывается от традиции. Отрываясь от традиционных начал, миссия повисает в воздухе, такой миссии не на чем держаться. А церковные либералы настаивают на том, что традиция и миссия несовместимы. Их позиция вызывает недоумение.

  Мне как раз представляется, что преуспеть может только та миссионерская деятельность, которая основывается на традиции. А миссия, которая отрывается от традиции, неизбежно вырождается в маргинальную сектантскую деятельность. Ведь цель миссионера - привести человека в Церковь, то есть доставить человека на корабль спасения. Если миссия к этому не приводит, тогда в ней смысла нет.

  Если мы возьмем успешный миссионерский опыт, то увидим, что всегда миссионеры всех времен опирались на местные традиции тех народов, среди которых миссия осуществлялась. Но мы также знаем, что в католических странах оторванная от традиции миссионерская деятельность привела к серьезным потерям. Можно с уверенностью утверждать, что миссия там провалилась. В католических странах много людей, которые готовы ухаживать за больными в госпиталях и больницах, и вообще помогать униженным и оскорбленным (что конечно очень хорошо и правильно), но в Церковь этих миссионеров не загонишь. Поэтому, с одной стороны, в католичестве развивается позитивная деятельность нравственного плана, но вместе с тем люди уходят из церкви. Сегодня на Западе храмы стремительно пустеют, и во многом это является следствием неправильной миссионерской деятельности.

  Миссионерская деятельность не должна приводить к дискредитации канонов. Один из наших наиболее активных либеральных «миссионеров», например, утверждает, что нам не нужен Успенский пост, и вообще посты следует ослабить и сократить, - это теоретик миссионерства предлагает якобы ради того, чтобы привлечь в Церковь молодежь. Но я глубоко убежден в том, что послаблением или нарушением канонических правил никого в Церковь привлечь невозможно. В данном случае мы имеем дело с совершенным непониманием психологии молодых людей. Эти «миссионеры» думают, что если они пойдут у молодежи на поводу, предоставляя им определенные «льготы», то таким образом им удастся привлечь в Церковь молодежь. Ничего подобного! Католическое миссионерство уже показало ошибочность и тупиковость этого пути. Церковь не должна идти на поводу у тех или иных либерально настроенных групп общества.

  И, конечно, миссионерство не должно выхолащивать богатство церковно-литургической жизни. Либеральные миссионеры склонны обеднять литургическую жизнь в угоду своей «миссии», ради привлечения в храм людей. Это умаление литургической жизни может привести только к обратному результату.

  Я считаю, что должны быть проведены границы допустимой миссионерской деятельности. На мотоциклах кататься с байкерами не надо. Священник не должен сидеть за ударной установкой, стараясь казаться современным. Это неправильно. Это заигрывание с молодежью. На самом деле молодежь очень чуткая. Как опытный педагог я могу сказать, что молодой человек никогда не будет с уважением относиться к тому, кто с ним заигрывает. Поэтому с молодежью надо говорить на своем языке. Для того чтобы убедиться в пагубности заигрывания, можно вспомнить печальный опыт Льва Толстого. Как известно, он пытался прикидываться «простонародным», «человеком из народа», для чего надевал крестьянскую рубаху и т.д. Когда он рассказывал старцу Амвросию Оптинскому о своем «опрощении», то преподобный ему ответил: «Зачем Вы это делаете? Вы барин - барином и оставайтесь. Не прикидывайтесь простым человеком, оставайтесь в своем звании». Молодежь также уважает только тех людей, которые отстаивают свои принципы и не заигрывают с ними. Поэтому слишком либеральные формы миссионерства не оправданы и опасны.

  Форм миссионерской деятельности может быть много. Я сам уже давно занимаюсь социальной и миссионерской деятельностью. У меня достаточно большой личный опыт, который свидетельствует о том, что можно вполне находить ключи к сердцу молодежи, не используя всякие либеральные формы. Лично мне это удается, и могу поделиться своим опытом с теми, кто хочет узнать о том, как это можно делать.

Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?