Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  После прочтения на РНЛ статьи священника Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..», у меня возникло ощущение, что статья адресована не столько Сергею Худиеву с его статьей «Отвергает ли Христос католиков?», сколько авторам РНЛ, которые защищали Святейшего Патриарха Кирилла от нападок «ревнилюционеров» после его встречи с папой Римским в Гаване.

  Статья весьма пространная, но мысль в ней всего одна – вне Православной Церкви ни один человек спастись не может.

  Отец Георгий упрекает Сергея Худиева в том, что его материал не содержит серьезной аргументации. Но ведь и батюшка допускает известную тенденциозность при подборе аргументов в своем материале. Например, он цитирует Евангелие от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное... Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» (Мф. 7: 21-23). Отсюда отец Георгий делает нужный ему вывод – ни один человек, исповедующий Иисуса Христа, но не принадлежащий к Православной Церкви, спасен быть не может. Его учесть одна – ад. 

  Но ведь Евангелие – антиномично. И если бы отец Георгий учитывал это обстоятельство, то дал бы и другую цитату из Евангелия от Марка: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9: 38-41). Такая антиномичность Евангелия не имеет ничего общего с противоречивостью или релятивизмом. Такая антиномичность предостерегает человека от вынесения поспешного суда, тем более, когда речь идет о вечной жизни и о вечной смерти. Именно в таком сочетании евангельских текстов обнаруживаются подлинный объем и глубина смысла, позволяющие прийти к объективному пониманию. В противном же случае получается усеченность, грозящая перерасти в ересь. 

  В этой связи интересен пример антиномии из Апостола Павла. В Послании в Римлянам Апостол пишет: «Итак весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11: 26). А в Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел говорит об иудеях прямо противоположное: «Которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся…но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 15-16). 

  В первом случае – «весь Израиль спасется»; во втором – «но приближается на них гнев до конца». Сколько по этому поводу велось, да и до сих пор ведется споров! На выдержке из Послания к Римлянам строится так называемое иудеохристианство. На выдержке из Послания к Фессалоникийцам основывается крайнее ревнительство. С одной стороны, – прот. Александр Мень; с другой – сайт «Третий Рим». И только при антиномичном сопоставлении двух апостольских высказываний открывается истина, не позволяющая впадать в крайности. Иначе, можно самому, борясь с ересью, незаметно встать на еретический путь. Враг рода человеческого очень изобретателен. 

  Хочу особенно подчеркнуть – с основным утверждением отца Георгия о том, что вне Православной Церкви нет спасения, я полностью согласен. Еретические христианские сообщества к спасению не ведут. Я уже не говорю о нехристианских религиях. 

  Но, вместе с тем, нельзя утверждать, что ни один человек, крестившийся в католичестве, протестантизме, или в иной христианской конфессии (копты, например), не может быть спасен Господом нашим Иисусом Христом. Нет у нас такого права. И антиномия данной проблемы в том и состоит, что ересь препятствует спасению, но судьбы отдельных людей вручены Богу, и здесь наш ум претыкается. В этом заключается одна из тайн Божиего Домостроительства. 

  Отрицая данную антиномию, человек неизбежно впадет в ту или иную одностороннюю схему. Один будет говорить, что вне Православной Церкви никто спасен быть не может, а другой станет утверждать, что Господь спасет всех без исключения, даже бесов. 

  Отец Георгий определенно пишет: «…Я говорю о том, что все, кто не принадлежал при жизни к Православной Церкви, не имеют надежды на спасение…». 

  А святитель Феофан Затворник говорит: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». Вот образец рассудительного антиномичного старческого ответа. Святитель не берет на себя права судить каждого католика. 

  А вот, что говорит величайший богослов святитель Филарет Московский: «Всякий, во имя Троицы крещеный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся». Далее святитель поясняет, что есть в инославии «простые души», которые веруют в простоте. За все искажения веры отвечать будут духовные руководители этих простых людей. «Благочестивые люди бывали и будут как в Православной Церкви, так и в Римо-католической», – подчеркивает московский святитель. 

  Согласно логике отца Георгия, необходимо записать в еретики святителя Филарета, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), который писал: «Зачем нужно собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской церкви? Разве католическая церковь – только папа и кардиналы?.. Разве церковь католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми сердцами?...». Обратите внимание, как святитель Лука четко отделяет папизм («самое грязное, самое отрицательное») от веры простых людей. Вот еще один яркий пример антиномичного объемного понимания духовной реальности. И ведь наверняка знает батюшка Георгий эти высказывания наших богословов и святых, но почему-то полностью их игнорирует. 

  В заключение мне хотелось бы задать отцу Георгию несколько неудобных вопросов. Отец Георгий, представьте, что Вы находитесь в тюрьме в одной камере с католиком (такие случаи бывали в советское время). Вы жертвенно помогаете друг другу. И вот наступает освобождение. Неужели Вы сможете сказать (или даже просто подумать): «Хороший ты парень, католик, вел ты себя достойно, по-христиански, но жаль мне тебя, потому что ты все равно не спасешься, так как не имеешь отношения к Православной Церкви»? 

  А сможете ли Вы, батюшка, утверждать, что девочке-католичке в Лурде явилась не Божия Матерь, а совсем иное? 

  А куда Вы пошлете множество простых католических миссионеров, которые приняли и до сих пор принимают мученическую смерть за Христа? А как быть с теми католиками, в том числе и священниками, которым террористы в Сирии перерезывали горла только за то, что те называли себя христианами? Неужели Вы, человек, у горла которого никогда не блестел нож сатаниста-террориста, сможете сказать: «Жаль ребят, конечно, но ничего тут не поделаешь, не спастись им, поскольку принадлежат к католической ереси»? А ведь вся Ваша, батюшка, теория спасения проверяется именно на таких реальных, «проклятых», как сказал бы Достоевский, вопросах!

  А вот еще вопрос. Была иконоборческая ересь в Ромейской (Византийской) империи, длившаяся с некоторыми перерывами больше ста лет. Подавляющая часть епископата, духовенства и паствы пребывала в этой ереси. Согласно Вашей логике, никто из них спастись не мог. Значит Вы должны признать недействительными все церковные таинства, совершавшиеся в подавляющем большинстве храмов империи в иконоборческий период. То есть получается, что сотни тысяч простых людей этого времени крестились и причащались в осуждение. Тем более, это должно касаться иконоборческого духовенства и преемственности от него, дошедшей до наших дней. Как быть с этим, дорогой отец Георгий? Такие вопросы можно задавать и задавать.

  Отец Георгий, неужели Вы не замечаете, как уходя от живого антиномичного понимания духовной реальности, незаметно впадаете в мертвую схему. Но ведь догмат – это не схема, это «живая жизнь», по слову Достоевского, это жизнь Церкви во всей ее непостижимой полноте. Да, только в Православной Церкви возможно спасение в полном смысле этого слова. Но мы не имеем никакого права отправлять в ад всех без исключения христиан, которые не принадлежит к Православию. И никакого противоречия здесь нет. Только при таком антиномичном понимании мы сможем сохранить и верность нашей Матери-Церкви, и подлинно евангельское отношение к каждому отдельному человеку. 

 

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

(впервые опубликовано на портале "Русская Народная Линия" 26.03.2016)

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Комментарии

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?