Иерей Александр Шумский о стихотворении иеромонаха Романа «Пора подмен» …


  Прочитал на РНЛ недавнее стихотворение иеромонаха Романа «Пора подмен» и удивился. Ведь когда-то отцу Роману удавались неплохие стихи. Не скажу, что они были шедевральны, но в них, по крайней мере, проскальзывало то, что Анна Ахматова называла тайной.

  Был такой случай с Александром Солженицыным. Он показал Ахматовой свои стихи. Это был еще ранний Солженицын, еще до «Архипилага-ГУЛАГа». Через некоторое время Солженицын спрашивает Ахматову: «Что скажете, Анна Андреевна?». Ахматова отвечает: «В ваших стихах слишком мало тайны». Солженицын сразу весь вспыхнул и в сердцах ляпнул: «А у вас в стихах не слишком ли много тайны?».

  Вот этой тайны совсем нет в стихотворении отца Романа «Пора подмен». А для поэзии – это убийственно.

  В своем раннем свежем творчестве отец Роман достигал людских сердец. Тогда, тридцать лет назад, его стихи-песни были к месту и ко времени. И многие из моего поколения воцерковились благодаря песням отца Романа. И за это ему низкий поклон.

  Поэтический дар – самый высокий из литературных даров. Но и самый уязвимый и, если хотите, самый капризный. Прежде всего, поэтический дар, как никакой другой, связан с возрастом поэта. Для поэзии необходима молодость. За редкими исключениями поэты, если они остались живы, по мере старения, превращают свою поэзию в рифмованную философию или в рифмованное богословие. Но это еще не самое плохое. Гораздо хуже, когда поэзия вырождается в публицистику. И получается, что и поэзия исчезает, и никакой публицистики не выходит. Вот публицистика может быть поэтической. Такая уникальная публицистика обнаруживается, например, у Гилберта Честертона и Василия Розанова. И эта публицистика – гениальна. Но публицистическая поэзия – самое дурное, что можно себе представить. Поэту, как и спортсмену, надо вовремя уходить. Например, стареющий футболист, теряющий скорость и координацию, уходит на тренерскую работу. Так и поэту в определенном возрасте лучше уходить в прозу или в ту же публицистику. Или вообще ничего не писать.

  Полагаю, что стихотворение «Пора подмен» понравилось бы Солженицыну и другим диссидентам-антисоветчикам, особенно строки: «И в рясах бывшие парторги – им что Алтарь, что мавзолей». Где таких парторгов видел отец Роман? А уж как будут ликовать наши монархисты-белогвардейцы от строк:

Быть русским – значит православным.
Советским – богоборцем быть.
Я с честью русскость сознавал
И на советскость не менял.

  Дорогой отец Роман! Но нельзя же в угоду рифме так, до степени карикатуры, выхолащивать живую жизнь истории. И вы должны были бы понимать так же, что подобные стихи в период обострения отношений России с Украиной неполезны, если ни сказать вредны. Ведь бандеровская шайка, пришедшая к власти в Киеве, борется, прежде всего, с советским прошлым. Зачем же мы будем давать им козыри?!

  В заключении я хотел бы предложить вниманию читателей стихотворение поэта Сергея Попова «Родительская суббота». Оно тоже о советском времени. Но оно, уверен, понравилось бы Анне Ахматовой:

На Родительскую субботу
Полагается помянуть…
А особенно ту пехоту,
Что внезапно отправилась в путь, -
Неотпетую, непрощённую
В окружении красных снегов…
А особенно некрещённую –
Всю, что нас спасла от врагов.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?