Доклад священника Александра Шумского на круглом столе в МГУ «Консервативные ценности России как основа национального бытия» …

  Вчера, 27 мая, в рамках Всемирного Русского Народного Собора на социологическом факультете МГУ состоялся круглый стол «Консервативные ценности России как основа национального бытия». Священник Александр Шумский выступил с докладом по теме «Традиционализм и радикализм».

  Термину «консерватизм» я предпочитаю термин «традиционализм». Эти термины очень близки по сути, но «традиционализм», на мой взгляд, более точен. Консервировать, как известно, можно все что угодно, в том числе и то, что губит культуру, государство и народ. Например, русские либералы удивительно консервативны в своей ненависти к собственной стране, к ее традиции. Еще Достоевский обратил внимание на этот факт. Он говорил, что в любой другой стране, например, в Англии, либералы очень критично относятся к тем или иным порядкам, тем или иным решениям своего правительства, но при этом они очень любят свою Родину. И только русский либерал ненавидит свое Отечество. Девизом русских либералов продолжают оставаться слова Печорина, сказанные еще в XIX веке: «Как сладостно Отчизну ненавидеть, и жадно ждать ее уничтоженья».

  Русскому традиционализму сегодня противостоит радикализм. Речь идет о радикальном либерализме и радикальном консерватизме. Радикальный либерализм – явление известное и старое, а вот радикальный консерватизм – явление новое, с ним раньше не приходилось сталкиваться. И мы видим, как эти две формы радикализма, казалось бы, совершенно непримиримые в идейном плане, практически совпадают по духу. И радикальный либерализм, и радикальный консерватизм одинаково негативно относятся к государственной и церковной властям. Радикальный либерал и радикальный консерватор – это тип современного революционера, современного нигилиста.

  В последнее время возникло такое странное явление, как либеральный национализм. В сущности, это необольшевизм сегодня. Особенностью радикального консерватизма является то, что он выступает под православными лозунгами. В этом заключается специфика современного нигилизма. Нигилист времен Достоевского говорил: «Бога нет – значит все позволено». Современный «консервативный» нигилист готов заявить: «Бог есть, значит все позволено». Такого выверта сознания не предполагал даже Достоевский.

  Русский традиционализм отличается, прежде всего, трезвомыслием и рассудительностью. Напротив, радикализм во всех формах – это всегда, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), разгорячение крови, нетрезвость духа. Радикал всегда опьянен своей идеей и самим собой.

  Надо заметить, что русский народ, при всех своих замечательных качествах, весьма быстро поддается радикальному воздействию. Это, кстати, относится и ко многим православным русским людям. Стоит признать, что русскому человеку свойственна духовная нетрезвость, и она особенно дает о себе знать в переломные моменты истории в смутные времена.

  Неслучайно, конечно, что любая радикальная группа состоит в основном из людей молодых. Для священнослужителей это очень важно понимать. Ведь сегодня многие молодые люди, приходящие в Церковь, попадают в группу радикальных церковных либералов либо в группу радикальных церковных консерваторов. Наша задача – направить молодых людей на Царский путь, на путь подлинного традиционализма. Наш традиционализм должен развиваться, быть современным, сохраняя при этом свое архетипическое ядро. Задача нелегкая.

  Здесь стоит вспомнить ведущего идеолога консерватизма Константина Леонтьева, которого многие по незнанию считают «застывшим охранителем». Но вот что писал сам Леонтьев о консерватизме: «Быть просто консерватором в наше время было бы трудом напрасным. Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение. Примеров полного возобновления прожитого история не представляет…». Леонтьев говорил также, что «таяние» России «одним репрессивным подмораживанием без некоторых ретроградных реформ … приостановить нельзя».

  Сегодня Россия тает от либеральных реформ. Но либеральные реформы в России дошли, по словам Леонтьева, «до такой точки насыщения, за которой эмансипировать будет уже некого и нечего». Дальше – либо революция и полный крах, либо возвращение на пути творческого традиционализма или динамического консерватизма, с непременными «ретроградными реформами».

  И есть надежда, что все-таки мы восстановимся. В четверг по российскому телевидению показывали авторскую программу Владимира Соловьева «Поединок». Обсуждался вопрос о «гей-парадах». Сторону традиционалистов представлял депутат Госдумы Александр Хинштейн, а сторону «секс-меньшинств» - некий Алексеев. В результате голосования телезрителей с восьмикратным перевесом победил Хинштейн. Это значит, что подавляющее число россиян полностью отвергает содомитов. И, конечно, следует поблагодарить московские власти и лично мэра Сергея Собянина за то, что они продолжили замечательную традицию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и в очередной раз не позволили осквернить Москву.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
 

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Комментарии

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?