В списке ста людей, чьи идеи "изменили мир", не нашлось места для русского имени …

  «У нас есть Православная вера. Федор Михайлович Достоевский говорил о новом слове, которое ждет Запад от России. Это православное слово, спасительное слово любви. Запад игнорирует самое главное – Православие и православную мысль, которая в России была и остается очень богатой», - сказал в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, реагируя на отсутствие русских имен среди ста наиболее крупных современных мыслителей в списке, опубликованном в США.

  Российские СМИ озадачены: почему в опубликованном журналом «Foreign Policy» списке ста людей, чьи идеи изменили мир в 2009 году, нет ни одного русского имени? – пишет «Независимая газета». Редакция журнала объяснила это просто: «Россия сегодня не является ведущим поставщиком идей, которые мир хочет услышать. Современных Сахаровых или Солженицыных не существует». «Понятно, что рейтинг «Foreign Policy» субъективен, пишет издание. - В целом он отражает американский и шире – западный взгляд на то, что важно для современного мира, а что нет».

  «Почему «не заметили» русских мыслителей? Почему нам приводят в пример Солженицына, Сахарова? Кажется, этот список составляли люди невежественные, - заявил о.Александр Шумский. - У нас были и остаются крупнейшие деятели и мыслители, которые, на мой взгляд, безусловно, затмевают мыслителей Запада. Возьмите Михаила Михайловича Бахтина. Сегодня на Западе интерес к идеям Бахтина очень повышенный, они востребованы думающими западными людьми (а там есть люди думающие), существуют чуть ли не целые институты, посвященные его наследию».

  Этот великий филолог и мыслитель, напомнил священник, написал знаменитую книгу о Достоевском ("Проблемы поэтики Достоевского"), где он показал диалогичность русского мышления и монологичность западного. «Запад признает только монолог в отношение другого человека, причем монолог, его подчиняющий и подавляющий, - сказал отец Александр. - «Ели вы меня не слушаете – то вы будете наказаны» - вот суть западного отношения к миру, его монологичность. А русский менталитет диалогичен, диалог предполагает любовь к собеседнику. Отсюда русская всеотзывчивость, о которой говорил Достоевский. В этом направлении Бахтин развивает свои идеи и говорит о том, что Россия не завершена, что у нее  все впереди. А Запад завершен, он закончился, «совпал с самим собой», как говорил Бахтин. Сам Бахтин в каком-то смысле и несет это новое слово Западу».

  Священнослужитель назвал также Вадима Кожинова: «Это изумительный мыслитель, написавший совершенно потрясающие книги, равных которому на Западе, я думаю, сейчас нет».

  «Нельзя не видеть, какого крупного современного русского мыслителя мы имеем в лице Святейшего Патриарха Кирилла, - указал о. Александр. – По его церковной проповеди и публичным выступлениям мы видим, как аккумулируется лучшее в русской мысли. Патриарх полностью владеет русской мыслью и русским словом, он хорошо знает и глубоко понимает Достоевского, Бахтина. Пусть составители этого списка почитают и послушают, что говорит наш Патриарх. На сегодняшний день я считаю его одним из выдающихся носителей русской православной мысли».

  Пастырь упомянул и о русской поэзии как о примере выражения гениальной философской мысли в поэтической форме. «Наши поэты в прошлом и настоящем являются великими русским мыслителями, - сказал священник. – Имена Анатолия Передреева, Николая Рубцова, Сергея Попова известны всему миру».

  Упоминание редакцией «Foreign Policy» Солженицина и Сахарова в качестве мыслителей и идеологов «мирового уровня», по словам о. Александра Шумского, еще раз говорит о тенденциозности и невежестве составителей списка великих мыслителей. Я уже писал об Александре Солженицыне в двух статьях – «Высокомерие убивает понимание» и «Советский вопрос и церковная революция». «Солженицын не мыслитель, потому что ничего нового он не сказал, и у него нет ни одной на самом деле интересной мысли, - считает о. Александр. - Солженицын силен как типичный революционер. А революционеры никогда не приносят в мир новых мыслей, они приносят лишь энергию разрушения. Поэтому, как это ни парадоксально, Солженицын по своей сути и психологии мало чем отличается от Ленина, хотя и считается его антиподом. И это наблюдение сделано не мною одним. Неудивительно, что его столь положительно воспринимают на Западе».

  Андрея Сахарова священник назвал гениальным ученым, посетовав, что тот попал под плохое влияние: «Сахаров был человеком благородным и благонамеренным; великий ученый и совершенно невеликий общественный деятель. Он попал под влияние жены-революционерки Елены Боннэр и увлекся ее примитивной идеологией, после чего вся его деятельность свелась к правозащите евреев в России. Поэтому как мыслитель и идеолог Сахаров совершенно неинтересен. Для ученого такого масштаба это незавидный удел, и ему можно только посочувствовать».

  «Сегодня в России для появления настоящих мыслителей условия гораздо более благоприятные, чем на Западе. Россия по-прежнему остается страной, на которую с надеждой смотрят наиболее чуткие люди Запада. Последнее слово спасения, о котором говорил Федор Достоевский, Россия Западу еще не сказала. И несмотря на то, что у нас все складывается  тяжело и неоднозначно, я смотрю на будущее России с оптимизмом», - сказал в заключение иерей Александр Шумский.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России