Ознакомился с последними материалами на РНЛ, посвящёнными теме Григория Ефимовича Распутина: 
– «Его канонизация необходима во имя торжества “Русского мира”» (памятный вечер в Санкт-Петербурге, посвящённый столетию со дня убийства Григория Распутина); 
– «Памяти первого новомученика, павшего жертвой богоборческой революции» Василия Бойко-Великого; 
– «Для чего убили Григория Распутина» диакона Владимира Василика, и другими.

  Наиболее трезвенным из них считаю статью диакона Владимира Василика. Остальные мне представляются, увы, далёкими от трезвенности и склонными к опасной болезни наших русских патриотов – экзальтации. Эта «патриотическая болезнь» – хроническая, периодически затухающая, но время от времени снова воспламеняющаяся. Давайте в этой связи вспомним, как патриотическими авторами озвучивалась «сталинская» тема: сначала протоиерей Димитрий Дудко, а затем главный редактор газеты «Завтра», писатель Александр Проханов, объявили Иосифа Виссарионовича «святым». Мне пришлось приложить немало усилий в своих статьях, посвящённых Иосифу Сталину, чтобы объяснить патриотической общественности и вообще читателям, что патриотическая «канонизация» Сталина – очень опасная и вредная вещь, прежде всего – для объективного осмысления советского периода русской истории. Так же, как и либеральное тотальное развенчивание этой великой личности. Я предложил формулу: «Сталин – не исчадие ада, но и не святой». Эта формула приложима и ко всему советскому периоду. Только при таком методологическом подходе можно избежать «белых» и «красных» крайностей, не позволяющих беспристрастно изучать советскую эпоху. Прошёл не один год, прежде чем читатели начали понимать принципиальное отличие моей позиции в отношении Сталина и советского периода от позиции Дудко-Проханова. 
  Примерно то же самое наблюдалось и в отношении первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Все, кто «в теме», хорошо помнят конец 80-х годов и «лихие 90-е» годы прошлого века, когда активно развивалось так называемое «опричное» движение. У этого движения был свой печатный орган – газета «Земщина». «Опричное Братство» настаивало на канонизации Царя Николая II и его Семьи со специфической, "этнической" формулировкой, царя Иоанна IV, а также Григория Распутина. Если в отношении прославления Царской Семьи у большей части патриотического православного сообщества разногласий не наблюдалось (тем более, что в Зарубежной Церкви Царская Семья была уже канонизирована), то в отношении двух последних фигур никакого единодушия никогда не было и до сих пор нет. О либералах, в том числе и православных, речь вообще не идёт – для них что Сталин, что Иоанн Грозный, что Григорий Распутин, – все – «исчадия тоталитарного ада». Я говорю только о православных патриотах. Так вот, полагаю, что, как минимум, половина из них не признает Иоанна Грозного и Григория Распутина святыми. По крайней мере, среди моих многочисленных друзей, знакомых, духовных чад почти нет людей, которые признавали бы Иоанна Грозного и Григория Распутина святыми. Причём, отношение и к тому и к другому, особенно – к Иоанну Грозному, вполне позитивное, как и к Сталину.  Лично я пока не вижу никаких стопроцентных аргументов в пользу «святости» Григория Ефимовича Распутина. Все те аргументы, которые предъявляются в качестве таковых, могут быть опровергнуты при глубоком, тщательном рассмотрении. Вместе с тем, я убеждён, что реальный человек по имени Григорий Распутин не соответствует тому клеветническому образу, который запечатлён в «жёлтой  прессе» того времени. Полагаю, что Григорий Ефимович был сложной и неоднозначной личностью. Об этом, в частности, свидетельствует оценка, данная Распутину директором департамента полиции, генералом П.Г. Курловым. Отрицательно относились к Григорию Распутину преподобномученица Елизавета Фёдоровна, а также уважаемые владыки Феофан (Быстров) и Ермоген (Голубев). Это те люди, которые знали его лично. Почему я должен верить не им, а неким современным «великим» сказочникам, которые уже поторопились написать «икону» Григория Распутина и служат перед ней молебны и читают самочинные акафисты? Единичные недостаточно проверенные ссылки на мнение старца прот.Николая Гурьянова ни в чем не убеждают, потому что равновеликие им старцы (например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин)) давали весьма сдержанную оценку Распутину. Вот это и есть та экзальтация, о которой я писал выше. Точно так же я отношусь к почитанию самочинных «икон» Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Подобное почитание свидетельствует лишь о «разгорячении крови», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова). Для меня очевидно, что открытые призывы к канонизации Григория Распутина ради торжества и единства «Русского мира» приведут к прямо противоположному результату – расколу между теми православными русскими патриотами, которые на данный момент находятся в единстве. Можете не сомневаться в том, что любой трезвомыслящий православный, особенно священнослужитель, немедленно покинет собрание, на котором будет находиться «икона» Григория Распутина. 

  P.S.:  Дорогие братья и сёстры, нам надо избавляться от болезни легковерия! Вот недавно один из авторов РНЛ написал, что в Италии в течение 2016 года все новорожденные младенцы и чиновники должны были быть чипированы. Но еще в ноябре 2015 года «Российская газета» (официальный орган Правительства РФ) опровергла эту «новость» (см. РГ от 19.11.2015 №6833(262)): «Новость со ссылкой на слова председателя Совета министров Италии Маттео Ренци о "повальной чипизации" прочитали многие. Но источник сенсации всего лишь итальянский сатирический сайт. Он же сообщил, что "по этическим соображениям вопрос об обязательной чипизации отложен на неопределенный срок"».

  Это касается и многих других вещей, особенно поспешной канонизации. Не будем, дорогие мои, бежать впереди локомотива по имени Церковь!

 

священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?