(беседа на радио "Радонеж")

В.Саулкин: Сегодня мы вспоминаем Великого князя Сергея Александровича и мне хотелось бы вспомнить, как много лет он ни одним словом не намекал, как огорчен тем, что Великая княгиня не перешла в Православие. Преподобномученица Елизавета Федоровна впоследствии говорила, что не понимала, какую боль это доставляло супругу. Но Сергей Александрович ни словом не обмолвился, лишь молился. И Великая княгиня Елизавета не только приняла всей душой православную веру, но и стала святой Русской Православной Церкви, как и ее сестра Царица- Мученица Александра Федоровна. Вспоминая двух святых сестер, немецких принцесс родившихся и воспитанных в католической и протестантской Германии, задумываешься над вопросом, как правильно относиться к инославным? У нас много святых, которые пришли в Православие, будучи воспитанными в протестантских, или католических семьях. Брат Иосиф Муньос - хранитель чудотворной Иверской Монреальской иконы, иеромонах Серафим Роуз. Сегодня известны случаи, когда целыми приходами принимают Православие католики и протестанты. Я говорю об этом, батюшка, желая чтобы одной из тем передачи стало наше отношение к инославным, живущим в Западной Европе, где в последние годы происходят настоящие гонения на христиан.

о. А.Шумский: О том, как следует относится к инославным, на этот вопрос давно ответили наши святые. Святой праведный Иоанн Кронштадтский общался с инославными людьми, общался с протестантами, католиками, и даже не с христианами. Но при этом он никогда не принимал заблуждений иных конфессий. Поэтому можно конечно и нужно принимать людей разных вер, можно с ними общаться, конечно, и помогать христианам других конфессий, но ни в коем случае не принимать их заблуждений. Мы не принимаем и никогда не примем ложные догматы Католической Церкви. Об этом даже речи быть не может. Вместе с тем мы можем общаться с простыми католиками, верующими людьми, тем более которые тяготеют к Православию. В общении со мной знакомые католики, глубокие, искренние люди, говорили, что хотели бы принять православие, об этом они в последнее время задумываются. Они читают святителя Игнатия Брянчанинова и почитают святого праведного Иоанна Кронштадтского. Можно вспомнить Гилберта Честертона великого английского писателя, который был католиком и глубоко почитал Иоанна Кронштадтского.

В.Саулкин: Своего современника.

о. А.Шумский: Собственно в его повести «Шары и Крест» есть образ монаха Михаила, прообразом этого монаха для Честертона явился Иоанн Кронштадтский, который, как известно, был противником ложных догматов в латинской ереси, как он говорил о католичестве. Поэтому мы отличаем общение с католиками, которые являются зачастую очень хорошими и порядочными людьми. И конечно мы не можем говорить, что католики или протестанты вообще люди не верующие, что они не верят во Христа. Они не совсем правильно в Него веруют, скажем так, в силу того, что вынуждены руководствоваться ложными догматами, искаженными догматами, но вместе с тем они христиане.

В.Саулкин: Ведь в том, что они не были воспитаны в Православной вере не их вина?

о.А.Шумский: Но вы знаете, если б мне сказали, с кем хотелось бы сидеть в тюрьме, например в одиночной камере, предположим с мусульманином или с католиком, или с протестантом. Все-таки я бы христианина выбрал.

В.Саулкин: Который почитает и Господа Иисуса Христа и Матерь Божию.

о.А.Шумский: Не потому что, скажем, я плохо отношусь к людям, которые ислам исповедуют, но мне естественно ближе христиане. Даже в плане психологическом. Но, кстати говоря, во время гонений революционных зачастую действительно в камерах сидели вместе протестанты, католики, православные и помогали друг другу, потом оставались друзьями на всю жизнь. Но это не значит, повторяю, что мы должны принимать заблуждения догматические этих конфессий. Это очень тонкая линия, которую необходимо строго выдерживать в общении.

В.Саулкин: Я, батюшка, вспомнил Сергея Васильевича Фуделя, его воспоминания о годах проведенных в лагере. Сергей Фудель говорил, что можно было наблюдать, как в лагере, во время католического праздника девушки-литовки собираясь, молились по католическому обычаю становясь на колени, и некоторые на них смотрели с любопытством. И православные ребята, всех любопытствующих оттирали плечами, чтобы они не мешали девушкам молиться, не смущали девушек. Фудель пишет, что понял, именно здесь и было настоящее единение перед лицом гонения на христиан, перед лицом гонителей и было единение верующих, а не во время каких-то экуменических сборищ. А вот интересно, отец Александр, как в Европе восприняли визит Святейшего Патриарха на Кубу, многих среди православных этот визит смутил. Об этом, может быть, мы отдельно поговорим, почему подобное смущение возникло, ведь не на пустом месте тревога появилась у православных людей. Но на самом деле я вижу, что Патриарх, судя по подписанной декларации, протягивает руку помощи погибающему христианскому Западу.

о.А.Шумский: Сегодня было чтение апостола Петра. Святой апостол обращается к язычникам, которые стали христианами. И говорит, что убеждает их в том, чтобы они не возвращались к язычеству, в языческую тьму. И говорит святой апостол Петр, как страшна тьма языческая, он беспокоился, чтобы христиане не вернулись обратно в эту тьму, вот о чем переживания апостола в этом чтении. А какая это тьма? Он перечисляет: мужеложство, скотоложство, идолопоклонство, как завершение всего пьянство и т.д. И вот мы как раз видим, что это чтение очень актуально сегодня, поскольку Европа как раз и вернулась в эту тьму языческую. Сегодня представители языческой тьмы мобилизовались и гонят христианство, это в жизни Европы это нельзя не видеть. Сейчас, говоря о современном мире, надо сказать, что сегодня главная тема - это борьба темных сил с христианским миром. Причем со всем миром христианским, это естественно и православные, и католики и протестанты. Потому что скажем подобные бесам игиловцы, они же режут всех христиан, и католических священников убивают, им же безразлично католики они или православные.

В.Саулкин: Простых деревенских жителей убивают.

о.А.Шумский: Православных убивали, насиловали монахинь, выкрали епископов и православного и сиро-яковита, им всё равно к какой конфессии принадлежит христианин. Также, как допустим и в Индии и в Пакистане для исламистов не важно, к какой конфессии относится христианин. И поэтому гонение на христианский мир идут с двух сторон. Со стороны радикального ислама, игиловцев. И со стороны либеральной Европы, либерального Запада. Т.е. получается, что сатана объединяет сейчас против христиан, восстанавливает либеральный мир, радикальных либералов и радикальных исламистов. Они соединяются против христианского мира.

В.Саулкин: Но батюшка нельзя не видеть, что этот ИГИЛ создан тем же Западом. Вспомним, кто поддерживал салафитов Саудовской Аравии, Катара. Ваххабитов создавали, чтобы разрушать традиционный ислам. Но главная цель конечно была в том, чтобы натравить их на христиан. Наша Церковь говорит уже несколько лет о том, что на Востоке идет планомерное уничтожение древних христианских Поместных Церквей.

о.А.Шумский: И поэтому, можно сказать, что сейчас зло организовалось на высочайшем уровне, оно явно руководится кем-то это зло. Радикальный либерализм соединился с радикальным исламизмом. И главная задача - сокрушить христианство любой ценной. Нужно что-то делать, нужно противостоять этому. Поэтому встреча Святейшего Кирилла и Папы Римского Франциска обусловлена, прежде всего, пониманием того, что нужно спасать христианский мир. Это главная задача, которую они обсуждали во время встречи.

В.Саулкин: Тем более я подчеркну, отец Александр, что в декларации было сказано о гонениях на христианскую веру на Западе в отдельном пункте. Сразу после слов о том, что происходит истребление христиан на Востоке, говорится о гонении на христиан в западных странах, когда в секулярном западном обществе христиан заставляют кресты снимать. Т.е. в один ряд в декларации ставится гонение на христианство и на Востоке и на Западе. Но при этом подчеркивается беспрецедентное возрождение христианской веры в России и в Восточной Европе, Папа это признал. Т.е. католики признают, что на Западе идут откровенные гонения, они в подполье их уже загнали, так скажем, за Можай. А единственная страна, в которой христианские церкви строят, возрождают разрушенные храмы, единственная страна, которая во всеуслышание говорит, о том, что необходимо отстаивать традиционные ценности в мире, выступает в защиту гонимых христиан – это Россия .

о.А.Шумский: Мы поменялись с ними сейчас ролями. Потому что в советское время Запад себя позиционировал, как оплот Христианства, а нас объявлял безбожниками. А сейчас все изменилось.

В.Саулкин: И что интересно, Европа вернулась даже не в язычество, а в еще более худшие времена. Если сравнивать с язычеством, например у германцев даже не положенный покрой рубашки, мог вызвать обвинение в том, что это человек, как сегодня принято говорить нетрадиционной ориентации. Это было страшнейшим оскорблением для германца, как и для славянина и кельта. Даже для языческих народов обвинение в этом грехе считалось страшным оскорбление а почему? Потому что вымрет род, если эти грехи станут допустимыми, поэтому у язычников эти грехи были запрещены. А сейчас в Европе это нормой становится. Вчера польский журналист в одной из передач говорил: «Вы не понимаете, мы на Западе, находимся в подполье, христиане живут в подполье. В Европарламенте можно сказать, что ты кто угодно, какими угодно грехами занимаешься, если ты скажешь, что ты не за традиционную семью, а за любых извращенцев тебя будут все уважать. Но если ты скажешь, что ты за нормальную традиционную семью, на тебя посмотрят как на сумасшедшего, ты станешь изгоем». Представляете до чего дошло. И католик-поляк говорит, что в России такого нет, и поэтому они на Россию смотрят с надеждой. Т.е. все сохранившие веру западные христиане с надеждой смотрят на Россию.

Телефонный звонок: Добрый вечер, меня зовут Ольга. Спасибо вам огромное за эту животрепещущую тему. У меня вопрос, но до этого хотелось бы отметить, что с одной стороны действительно волнуется православный люд, порой совсем необоснованно, как будто речь идет о предательстве, об изменение догматов. Может от недостатка информации, может быть какая-то волновая компания... А с другой, действительно начать бы нам каждому с себя и поддерживать молитвами Патриарха, посмотрите какой итоговый документ чудесный, насколько он значим для всех нас, для каждого человека и для всего мира. А вопрос у меня такой. Батюшка, скажите, ваше отношение к беседе с Ольгой Николаевной Четвериковой, которая тоже души будоражит, и Николая Бульчука, каково ваше отношение?

о.А.Шумский: Вы знаете, что касается Николая Бульчука, я знаю его отношение к Святейшему Патриарху. Безусловно, Николай верный послушник Патриарха и верный сын Церкви Православной, и никакой тени он никогда не бросал и никогда не бросит на Святейшего, и в мыслях у него такого не было. Я знаю его лично хорошо, подтверждаю, что этот человек по настоящему смиренный и послушный Матери Церкви. Что касается Ольги Четвериковой. Она человек немножко увлекающийся, я бы так сказал, мыслит конспирологически. Конспирологически мыслящий, это человек, который как бы владеет некой тайной информации, которой не владеют другие люди. И она предлагает от этой информации отталкиваться, как от безусловной истины. Очень опасно, потому что конспирология - это мнимая ясность, т.е. кажется что все ясно, но на самом деле это мнимая ясность, ложная ясность, которая может привести человека к глубокому заблуждению. Поэтому я предпочитаю отталкиваться от реальных фактов, а не домыслов различных. Она увлекается конспирологией, человек способный, талантливый, но её конспирологические увлечения, мне кажется, заводят далеко и не в ту сторону ведут. Моё это глубокое убеждение, потому что я читал статьи Четвериковой. И в данном случае, конечно, делает весьма поспешные выводы о встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, эти поспешные выводы опасны, потому что они будоражат людей. А надо учитывать, что у нас большое количество воцерковляющих молодых людей, которые ещё не определились, их легко смутить. И у них, знаете, говорит разгоряченная кровь. Самое страшное для христианина впасть в состоянии разгорячения крови. Когда рассудительность исчезает, человек теряет способность рассуждать и адекватно понимать происходящее, а главное оценивать адекватно. И вот эта горячая кровь, она может привести к тому, что закипит разум революционный, закипит разум возмущенный. Ну а дальше революция - и конец всему.

Если мы сейчас в России еще одну революцию устроим, то будет очень плохо. Понимаете, еще одну революцию, как сказал Вадим Кожинов, Россия не выдержит. Это правильно, об этом Святейший постоянно говорит, что надо делать всё, чтобы не было больше смут и революций. И к сожалению, такие тексты как у Четвериковой они разжигают кровь, и они в общем разжигают революционное настроение и возбуждают людей к каким-то радикальным действиям. Повторю, у нас много людей, которые хотят этого разгорячения, потому что ведь трудно жить духовной жизнью, трудно молиться, трудно по заповедям поступать, трудно некоторым быть верным своей супруге, трудно воспитывать детей. И эта кажущаяся рутина, это ежедневный, постоянный труд для них оказывается очень трудным. Как отец Иоанн Крестьянкин наш незабвенный старец говорил - труд малого доброделания, оно очень тяжело, оно не заметно, на нем не сделаешь рекламы. И многие люди не хотят заниматься малым доброделаньем, они хотят творить большие дела, мир изменить например. Скажем нам не нравится такой-то правитель или церковный деятель, надо его сменить, будет лучше. Они так думают. И в конце концов своими желаниями и отказом от малого доброделанья, от молитвы и жизни по заповедям, вовлекаясь в большое ложное деланье, будучи даже людьми хорошим, они губят свои семьи и самих себя, и близких, и свою Родину.

В.Саулкин: Я добавлю, отец Александр. Но прежде еще несколько слов о Николае Владимировиче Бульчуке. Это человек глубочайшей церковной культуры, живущий в послушании, действительно смиренный. Николай вырос в церковной среде, можно сказать, на коленях у отца Матфея Мормыля, он рос при Троице-Сергиевой Лавре, потому что Николай Бульчук сын лаврского регента. И его глубокая укорененность в церковной культуре, понимание церковной жизни очень дорого для всех нас. Посмотрите, какие он передачи делает блестящие, глубокие. Записал Николай и Ольгу Николаевну Четверикову. Для меня, например, кажется, что эта передача действительно сегодня опасна. Всё что о Ватикане говорит Четверикова, мы ведь с отцом Александром Шумским, да и многие наши авторы не раз говорили. Понимаем, что такое Ватикан, что такое латинская ересь. Но некоторые поспешные выводы Четвериковой могут привести к состоянию смуты в умах. Либералы хотят устроить перестройку в Церкви, а затем смуту и раскол. Любое серьезное потрясение в жизни Церкви непременно приведет и к смуте в обществе и стране. Я вспоминал в первом сегодняшнем эфире в 19 часов как после неудачной речи Святейшего Патриарха Алексея пошли слухи - всё, всему конец, Ридигер, как любили называть псевдоревнители Святейшего Патриарха, предал Православие, всёму конец, в храмы ходить больше нельзя. А сегодня, когда бываешь в Богоявленском Елоховском соборе его гробница всегда украшена принесенными народом белыми розами, которые очень любил Святейший Патриарх. Может Виктор Николаевич Николаев мой друг, военный писатель как-нибудь сам расскажет, как произошло исцеление, чудесное спасение от смерти после явления ему Патриарха Алексея, с которым Виктор встречался при жизни Святейшего. Понимаете, братья и сестры, этот дух революционный, который присутствует порой у наших православных людей очень опасен, давайте вспомним, к чему такой дух привел в 1917-м году! А нам кажется, что к 2017-му году в стране наши недруги обязательно попробуют повторить события февраля 1917 года.

о.А.Шумский: Тем более, что системный кризис нарастает, и в этих условиях конечно надо быть очень аккуратным, осторожным. Мы же имеем трагический исторический опыт, мы не должны позволить вновь ввергнуть страну в смуту.

В.Саулин: Надо понимать, что мы с вами находимся в состоянии войны. Во время войны бьют по штабам. Сегодня очевидно, как целенаправленно бьют по Владимиру Владимировичу Путину, бьют по Святейшему Патриарху Кириллу. У нас звонок, слушаем вас, говорите пожалуйста.

 

Телефонный звонок: Здравствуйте! Спасибо большое за передачу. Дело в том, что я тоже слышала эту передачу. И дело в том, что святые отцы говорили, что уклонение вправо или влево от дьявола, т.е. нынешний путь осуждений, как раз это и есть уклонение вправо, что значит полностью осуждение личности, например, Патриарха, и судят, и называют как угодно. А влево - это получается полностью принять все, что ни делается, например, нашим Священоначалием. Т.е. если, по поводу Ольги Четвериковой - действительно рассуждение по поводу Ватикана это всё правильно. Но осуждение Патриарха канонически избранного - мы не имеем на это права. Как отец Даниил говорил, мы обязаны любить человека, но не обязаны любить его заблуждения. т.е. получается, что мы и на этот документ, вообще на всё что предлагается нам, тоже должны смотреть взвешенно. Мы не должны осуждать Патриарха, но мы должны судить поступки и предлагаемые действия. Как вы относитесь отец Александр к 13-й пункту Декларации, в котором нам предлагается уважать верование иных конфессий, т.е. по сути принять их, если вы говорите, что мы никогда не примем латинство, заблуждение западных христиан. Но как вы сказали, что Патриарх поехал спасать западных христиан, но спасать это значит приводить к Православию?

о.Александр Шумский: Не западных христиан, а Христианский мир. Спасибо за вопрос. Нет, Святейший встретился с Папой, чтобы поставить вопрос о спасение всех христиан в мире. Потому что сейчас христиан преследуют на пространстве от Сирии до Ганга в Индии. Понимаете в чем дело и каковы масштабы репрессий, которые обрушались сегодня на христианский мир. Это масштаб огромный, сейчас убивают тысячи, тысячи христиан по всему миру, но это тщательно скрывается! Мы живем во время, когда все определяют СМИ. Нам показали картинку по телевизору значит это есть, не показали, значит этого и нет. И мировые СМИ старательно замалчивают невиданные гонения на христиан. Кстати как и часть наших СМИ, которые выступают скрыто против власти государственной и одновременно против Церкви. У нас либеральные СМИ, а их очень много, также не хотят эту информацию давать. Но на самом деле эти ужасающие факты хорошо известны людям государственным и конечно Святейшему Патриарху это известно. Поэтому Святейший сейчас защищает весь христианский мир. Это очень важно, потому что на христианство восстало зло, которое становится глобальным. И что получается, говоря языком пророка Исайи, злодеи злодействуют злодейски в мировом масштабе. Христианство пытаются уничтожить и при этом рот затыкают христианам. Так вот святейший Патриарх Кирилл встретившись с Папой Римским ставит вопрос о гонениях на христиан, желает чтобы христиан увидели, увидели, что христиане тоже представляют силу с которой необходимо считаться. И задача этой встречи положить предел злодеям злодействующим злодейски. Вот главная цель этой встречи.

В.Саулкин: Не принимать заблуждения католиков, но вместе противостоять глобальному злу, истреблению христиан.

о.А.Шумский: И когда мы говорим о том, что с уважением относимся, а почему я должен относиться к католику без уважения, не к его заблуждением, а к человеку, его вере, к его стране? Если честный католик любит Христа по своему, почему я не должен уважать его веру, это же не значит признавать искажения догматов католиками.

В.Саулкин: Отец Александр, вспоминая сегодня Великого князя Сергея Александровича, первого мученика из Дома Романовых от рук революционеров-богоборцев, и его святую супругу преподобномученицу Елизавету Федоровну. Неужели можно думать, что Сергей Александрович, а он был счастлив, когда Елизавета Федоровна перешла в Православие, но он не словом не пытался её к этому вынудить, он молился только об этом, но разве до этого разве Сергей Александрович не уважал веру своей любимой невесты, а затем супруги? А Царь- Мученик, когда узнал, что после беседы с его духовником, принцесса Алиса наконей согласилась принять Православие, то для него это был самый счастливый день. Потому что он понимал, что на инославной, как Наследник престола женится не может. Александра Федоровна была также влюблена в Цесаревича, но приняла Православие, только когда убедилась, что эта вера истинная, это не сразу произошло. Государыня была глубоко верующим человеком, и для нее это было очень важно. И как вот таких людей не уважать, а католика знаменитого доктора Гааза, как не уважать?

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Отец Александр у меня такой вопрос. Как вы думаете, почему мусульманские духовные лидеры различных стран мира, не договариваются о совместной встречи с тем, чтобы жестко осудить террористов за их злодеяния против не в чем не повинных людей.

о.А.Шумский: Ислам это же не Церковь, понимаете. Есть только Церковь Христианская. Вообще Церквей, кроме Христианской Церкви не существует. Ислам это религия, но не Церковь и там собственно таких лидеров подобных Патриархам, например Православных Поместных Церквей или, как Папа Римский в католической Церкви, там таких лидеров просто нет. Их сотни, их тысячи и они каждый считает себя самым главным. Поэтому такая встреча в принципе не возможна. И там столько всяких толков, столько ветвей всяких, что эта встреча просто немыслима, не организационно, не психологически, ни каким образом, это не возможно.

Телефонный звонок: Здравствуйте батюшка Александр! У одного отца два сына могут жить по разному, отец у нас один, а они вот так живут. Но у меня вопрос вот какой. Батюшка Александр скажите, и Виктор Александрович. Как же они там в Европе, когда католики там, и лютеране в Германии, и у протестантов в Англии, произвели всякие революции, головорубки королям устраивали, и всем остальным. Хотя они же все там имели, и какие-то развратившие их веру действия нам всем, нашему брату, Патриарху нашему Кириллу хотят это все передать. А зачем нам надо это всё принимать? И батюшка скажите пожалуйста кто такой Али Агжанов, турка был такой, он же ведь напал на Папу польского Иоанна Павла Второго, зарезать его хотел, какой то «серый волк», это правда?

о.А.Шумский: Дело в том, что радикальные исламисты, они не отличают папы от патриарха им все равно, понимаете, кого резать, если вы христианин. Для радикального исламиста все равно, они этих оттенков не различают, как дальтоники, они не видят разных цветов, понимаете. Потом я не знаю, с чего вы взяли, что Святейшему Патриарху кто-то передавал какой-то развращающий истинную веру опыт. Речь шла конкретно о христианском мире, об его спасение в мировом масштабе и возможно каких-то ещё вопросах связанной с Украиной и т.д. судя ипо документу, там был и по поводу униатов разговор. Так что ваш вопрос очень странный, никто ничего из своего опыта негативного, не пытался навязать нашему Патриарху. Смешно даже об этом говорить.

В.Саулкин: Напротив батюшка, я в прошлом эфире зачитывал слова Шевчука, главы униатов на Украине. Он возмущен тем, что папа Франциск, оказывается, надеялся на духовное какое-то совместное действо, а Патриарх Кирилл наш, для униатов «москальский патриарх», подчеркивал, что встреча носит только политико-дипломатический характер, подчеркнуто вел себя, по словам униата, как дипломат - никаких богослужений, совместных молитв. Униаты это заметили и это их оскорбило. Но я думаю Святейший Патриарх Кирилл опытный церковный дипломат и у него опыт общения с Ватиканом и латинянами больше чем у всех нас. Он знает их лукавство и лицемерие Римского престола. Мы не о простых католиках говорим, о Ватикане. И конечно Патриарх понимает, как и все мы, что это довольно опасно. Потому что католики всегда пытаются выжить из любой ситуации свою какую-то пользу, и нанести вред православным.

о.А.Шумский: Понимаете, любая информация из любых СМИ о человеке она не дает столько, сколько личная встреча. В личной встречи вы видите глаза человека, вы видите его облик, вы слышите как Василий Розанов оттенки звуков, его голос слышите, это очень важно между прочем. Можно сказать одну и ту же фразу по-разному, интонировать можно так, что смысл вообще меняется. Поэтому для Святейшего Патриарха нашего очень важно посмотреть на этого человека пристально, и понять, что от него ждать, что он действительно хочет и как на него можно позитивно повлиять в наших интересах.

В.Саулкин: Можно или нет. Но кстати на Западе все восприняли эту встречу, как победу российской дипломатии. Многие западные издания возмущенно кричат о том, что Папу Франциска встретившись с Патриархом Кириллом, выступил, ка марионетка Путина. Т.е. они это воспринимают как дипломатическую победу России, и поражение Рима.

о.А.Шумский: Конечно, там есть католики, которые против этой встречи. Как у нас есть, допустим ревнители, которые против этой встречи, и так же и там есть свои ревнители, которые считают, что Франциск во многом уступил Патриарху.

В.Саулкин: А он и уступил. Отец Александр со всем недавно Франциск говорил так – « ну кто я такой, чтобы осуждать геев». А в Гаване он подписывает документ утверждающий, что семья это союз мужчины и женщины ради рождения детей, осуждают все остальные извращенные представления о семье, навязываемые европейцам. Мне хотелось бы батюшка отметить еще один важный момент. Нас пугают постоянно тем, что Русская Православная Церковь отдаст свой суверенитет во время Собора на Крите, пойдет под власть Стамбульского Варфоломея, которого, кстати, православные люди во всех Поместных Церквях давно считают, скажем так, марионеткой Вашингтона и Рима.

о.А.Шумский: Совершенно ясно сегодня, кто на самом деле лидер православного мира. И поэтому, мы видим ясно, что встречу на Крите Собором в полном смысле назвать сложно. Но это и так понятно, что после выступления Святейшего в Шамбези, где Патриарх твердо сказал, что не будет обсуждаться пасхалия и не будем переходить на новый календарь т.е. самый главный вопрос, смущавший православных русских людей снят. Но учитывая, что сейчас Святейший несомненно выступил, как лидер всего православного мира, понятно кто там будет собственно главным во время встречи на Крите.

В.Саулкин: Т.е. отец Александр можно сказать, что Москва утвердилась, в глазах всего мирового сообщества, как Третий Рим. Так фактически Третьим Римом Москва была и в 1948-м году, когда после Великой Победы в нашей столице проходило Всеправославное совещание.

о.А.Шумский: Святейший говорил с Папой с позиции лидера Третьего Рима. И мы видим, что первым номером на встрече в Гаване был конечно же наш Патриарх. Не говоря о том, что распятие стояло православное, Франциску была вручена икона Казанской Божьей Матери, которая осеняло ополчение Нижегородское, которое освободило Москву от латинян-поляков.

В.Саулкин: Потом Наполеона тоже разгромили с полчищами собранными со всей Европы, у Михаил Илларионовича Кутузова была Казанская икона, которой полководца благословили в Казанском соборе Санкт-Петербурга, у маршала Жукова также был образок Казанской Матери Божией, когда пришлось отражать очередное нашествия объединенной Европы на нашу страну. А я хотел бы батюшка ещё раз подчеркнуть, что Москва Третьим Римом оставалась, хотя Россия в те годы была атеистическим Советским Союзом. После Великой Победы 45-го года на Всеправославном Совещании 48-го года прозвучал доклад святителя Серафима Соболева обличавший ересь экуменизма.

А.Шумский: Недавно состоялось прославление святителя Серафима Соболева. Это был великий человек, который, кстати писал обличительные тексты против латинян очень суровые и бескомпромиссные. Святителя Серафима прославили на недавнем архиерейском соборе, и задумаемся, о чем это говорит? Будем доверять Святейшему. Я убежден, что Святейший Патриарх Кирилл не отдаст латинянам ни пяди Русской земли и ни пяди Русского Неба.

В.Саулкин: Но это мы все надеемся и об этом молимся.

Телефонный звонок: Простите пожалуйста отец Александр, дело не в самой встрече, а в результатах этой встречи. И как преподобнный Феодосий Киево-Печерский говорил - кто хвалит чужую веру, тот хулит свою. Нам предлагается не отдавать наши догматы и нашу веру, но предлагается принять чужую веру как братьев, мы не соперники, а братья. И молитва, 30-ый пункт последний, молитва Пресвятой Богородице. «Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит браство всех Её почитающих да бы они были собраны в мире, единомыслии, в единый народ Божий». Каким образом мы можем соединиться в единый народ Божий, в единомыслии с теми, кто не хочет от своего заблуждения отказаться? Нам предлагается принять их как равных, вот в этом самые главные опасения православных.

о.А.Шумский: Но вы сейчас немножечко увлеклись в вашем рассуждение. Предлагается уважать их веру, а не принять догматы, не об этом идет речь. Принять людей, вместе объединиться в борьбе против страшного зла. Несут зло, действуют вместе бесноватые террористы, и люди уже совершенно потерявшие совесть, люди с сожжённые совестью. Как, например, сотрудники этого журнала французского «Шарли». Против них мы должны объединить наши усилия, в том числе и с верующими католиками. В этом смысле мы принимаем этих верующих людей, для того чтобы наши усилия соединить в борьбе со злом, но не принимая их заблуждений и искажения догматов.

В.Саулкин: А в чем и где мы хвалим католическую веру? Вы найдите хоть один пункт декларации, в котором сказано, что мы хвалим католическую веру. Скорее папа хвалит православную веру, когда говорит, что в России возрождение христианской веры, а на Западе, как он признает, христиане находятся фактически в подполье. В чем же здесь можно увидеть, что мы хвалим чужую веру? Речь идет о совместной борьбе со злом. Так рассуждая можно сказать, что Александр Васильевич Суворов не должен был католическую Италию освобождать, не должен был вместе с католиками австрийцами воевать с турками….

о.А.Шумский: При встречи Патриарха с Папой как должен был Святейший с ним разговаривать? «Ты Папа нечестивый еретик»? Он его естественно называет брат, это же этикет. Патриарх по-вашему должен был его при встречи оскорбить что ли? Как люди представляют себе встречу на таком уровне? Такая встреча естественно предполагает уважительное отношение.

В.Саулкин: Эти слова не исключают понимание, что католики заблуждаются. А как вы хотели, чтоб в декларации было написано «встретились мы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и нечестивый еретик папа Франциск возглавляющий Ватикан»?

о.А.Шумский: Мы же хотим добиться какого-то результата, мы хотим остановить убийства христиан, хотим чтобы сотни тысяч остались живы. Вот что, ведь речь идет о живых людях, о детях, женщинах, которых убивают самыми жестокими способами. И эта встреча, мы надеемся, сможет приостановить страшные злодеяния. Надеемся, что Святейшему Патриарху благодаря этой встрече, возможно удастся поспособствовать спасению сотен тысяч людей, христиан, в том числе и православных.

В.Саулкин: Надеемся на это. Но также, возможно это последняя попытка России дипломатическим способом образумить Запад и остановить втягивание нашей страны и Европу в новую мировую войну.

Телефонный звонок: Добрый вечер! Я хотел бы у вас спросить такую вещь. Вот у нас сейчас в последнее время говорят, что наш президент В.В.Путин сторонник патриотизма, который выведет страну из кризиса, из любого, в том числе и духовного. Патриарх Кирилл наш все время говорит, что главное духовное, материально это все бренно. А как же тогда объяснить, что В.В.Путин, который ругает Запад почем зря, ездит на мерседесе, у Патриарха Кирилла грандиозная дача, кто не знает посмотрите в интернете.

В.Саулкин: Простите, но на этот бред даже отвечать не будем, жалко время тратить. Понимаете эти сплетни постоянно тиражируют либералы, которые, например, прицепились к часам Патриарха и пр. . Все Патриарха Сербского Павла, который ездил на трамвае предлагают нам как пример. Но Святейший Патриарх и Алексей II, и Патриарх Кирилл – это ведь Патриархи Третьего Рима.

о.А.Шумский: На самом деле Патриарх Павел сначала ездил действительно на автобусе, но все же очень быстро пересел на служебную машину.

В.Саулкин: Во-первых это вопрос безопасности и Святейшего Патриарха Кирилла охраняет служба ФСО, они и на Святой Земле его охраняют и во время нынешнего визита на Кубу. Надо все же понимать, кем является глава Русской Православной Церкви. Вот мы часто говорим о симфонии Церкви и Государства. Патриарх одновременно выступает и как государственный деятель, глава Русской Церкви. Некоторые православные мне говорят, как так может быть, он только Патриарх, зачем он в политику лезет. А, вспомним, митрополит Московский Святитель Алексей, воспитатель Дмитрия Донского не вмешивался в политику?

о.А.Шумский: А вспомним священномученика Патриарха Ермогена! Бояре, которые предали Россию иноземца в чем его осуждали? Они говорили, не лезь ты в наши государственные дела, а молись, сиди тихо, и мы тебя трогать не будем. И сейчас тоже самое говорят, что Святейшему Патриарху не зачем лезть в политику. Не в политику Церковь лезет. Церковь и Святейший Патриарх хотят положить предел злу. Т.е. злодеи злодействуя злодейски хотят делать это свободно, чтобы никто им не мешал. И когда начинают им мешать Святейший Патриарх и Церковь они говорят - вы лезете в политику. Нет, господа хорошие, так дело не пойдет.

В.Саулкин: Отец Александр думаю, что Святейший Патриарх Кирилл он не нуждается в нашей защите. Но все же вспомню, как на отпевание Святейшего Патриарха Алексия, тогда ещё местоблюститель митрополит Кирилл взволновано говорил о Русском мире. Вы президенты независимых государств, но есть единый Русский мир – так он говорил, обращаясь к некоторым главам постсоветских республик присутствовавшим на отпевании. И эта идея единого пространства Русского мира постепенно была принята, сегодня высшем государственном уровне заговорили о Русском мире. Святейший Патриарх Кирилл стоял у истоков создания Всемирного Русского Народного Собора. В то время когда одного слова русский, корёжило либеральную власть. Вы помните, батюшка, как Патриарх на Соборе говорил, что в те годы даже слово «русский» было под негласным запретом. В 2012, когда Патриарх Кирилл, вся наша Церковь не поддержало «болото либеральное» и начались особенно яростные нападки и на Церковь и лично на Патриарха. А помните, кто олицетворял поддержку частью либеральными священниками «болота»? Некий священник Свердлов, весьма революционная фамилия.

о.А.Шумский: А потом само название – «болотная революция». Вспомним знаменитое т.н. восстание Болотникова, когда Патриарх Ермоген спас Москву. И попытка восстания на Болотной площади, невольно возникают исторические аналогии.

В.Саулкин: После провала «болота» во всех либеральных СМИ началась информационная компания против Патриарха. Вот нам говорят о том, что Патриарх на мерседесе ездит, или часы не те носит. Понимаете, не хочется даже такие глупости комментировать. Может быть вам лучше такие вопросы на «Эхо Москвы» задавать, там с удовольствием станут подобное обсуждать. А нам это просто не интересно.

Телефонный звонок: Добрый вечер отец Александр. Добрый вечер Виктор Александрович. Я на все 100% согласен с тем, что вы говорили. И поэтому я хотел затронуть один аспект. В чем причина, таких разговоров. Эта причину назвал отец Дмитрий Смирнов, как то точно выразился, говоря о куриных мозгах некоторых людей. Меня удивляет наша аудитория совершенно. Я поскольку сам катехизатором работаю, то естественно слушал лекции по психологии и т.д., И по контактирую с людьми среди которых возможные психологи, профессора, закончившие Пражский университет и т.д. Вот здесь тот же самый эффект, когда два человека встретились, начинает говорить один, а другой в этот момент его абсолютно не слушает. Вот вы говорите, а другой в этот момент со своим мнением, поэтому полностью отключается, он не слышит, он настороже, скорей, скорей бы ему начать самому говорить. Вот такое же впечатление производят некоторые из выступающих, особенно это для женщин характерно. Но уж конечно про мерседесы и т.д. ну может быть давайте посадим на телегу нашего Предстоятеля! Я готов ему два мерседесса отдать и пусть с меня возьмут налоги и т.д., чтобы он на хорошей машине быстро лавировал и ездил, чтобы была у него охрана. Ну как же можно на таком примитивном уровне рассуждать!

В.Саулкин: Я хотел бы отец Александр сказать, что хотя есть и «ревнители не по разуму», но та тревога смущение в умах у многих слушателей не случайны. Одна из звонивших слушательниц боится, что пойдем на какие-то уступки Ватикану, что мы нарушим чистоту и веру, общение с Папой Римски яд ереси внесет в жизнь нашей Церкви. У нас же есть и филокатолики, есть экуменисты, и среди архиереев встречаются, и среди священства. Скажем так, узок их круг, но всё-таки они есть. И я хотел бы защитить людей, который испытывают сегодня тревогу. Эта тревога, говорит о том, что для русского человека идея спасения души очень важна. Понимаете, на Западе нет такого смущения, и никогда не может быть, потому что они теплохладны, а русский человек все равно остается горячим в вере. Вот эта боязнь впасть в ересь, отступить от православия, все таки говорит о хороших качествах нашего народа.

о.А.Шумский: Я конечно не стал бы говорить о куриных мозгах этих, тем более наших дорогих женщин так обижать, у нас замечательные женщины православные, любящие, болеющие за чистоту православной веры. В общем как говорится, мы без них жить не можем, и это так и есть. Всем понятно, что без наших женщин дорогих, мы бы ничего не значили. Лежали бы, как несчастный кот на помойке с оторванном ухом. Они нас всегда обласкают, в порядок приведут, мудрое слово скажут, поэтому я наших женщин очень уважаю. Дело не в этом, просто есть люди, которые знаете, мыслят схемами, такими бывают и мужчины и женщины, кстати говоря. У них в голове несколько схем выстроены, и когда нелинейный случай происходит, то схема начинает гореть. Потому что ни одна схема не подходит для этого нелинейного случая, начинается пожар в мозгах, все дымится, глаза начинают слезиться и прочее, схема разваливается. И таких нелинейных случаев очень много в жизни. Федор Михайлович Достоевский величайший наш национальный пророк и писатель говорил, что какие бы вы схемы изощрённые не построили, самый изощренный все схемы соберите, все равно будет случай, который к этим схемам не подходят и не понятно как его отсоединить. Кстати говоря, Достоевский, какой был обличитель католицизма и папизма! Почитайте роман «Идиот» где князь Мышкин целые три страницы обличает папизм, где он говорит, что католицизм даже хуже атеизма, потому что как и Достоевский князь Мышкин говорит, что если атеизм ноль проповедует, то католицизм вообще проповедует минус. Но вместе с тем Достоевский писал, что лучшие люди должны объединится в борьбе с мировым злом. Вот какая антиномия мышления была у Достоевского, он с одной стороны говорил, о папизме вот так, а с другой стороны, о Европе, как «стране святых чудес», повторяя слова Хомякова. И он очень любил на самом деле западноевропейскую культуру, любовался картинами великих художников, очень любил полотна Рафаэля, например «Сикстинскую Мадонну», к католической культуре относился очень комплементарно на самом деле, как к великой христианской культуре. Поэтому когда говорил, что лучшие люди должны объединится, какие это люди? Лучших людей Востока и Запада он имел в виду. Вот антиномия мышления, настоящего подлинного, вот где нет схематизма. И этому мы должны учиться, у Достоевского, у Хомякова.

Телефонный звонок: Виктор Александрович, добрый вечер. К вам просьба такая, чтоб народ не смущался, чтобы разночтения никого такого не было, ведь у нас нет никакой информации, по сути, поэтому люди одни думают так, другие думают сяк. Просьба пригласить уважаемых всеми известных отцов, чтобы они высказали своё мнение, поэтому поводу. Вот отца Александра Шаргунова, я знаю, что он болеет, поэтому у него интервью взять по телефону, у архимандрита Амвросия, отца Сергея Правдолюбова.

В.Саулкин: Дорогая слушательница, мы как раз об этом недавно говорили. Сегодня Евгений Константинович Никифоров директор радио Радонеж, дал задание редакторам. Я знаю батюшка Валерьян Кречетов никогда не отказывается, при первой возможности приедет к нам, думаю отец Валентин Асмус и отец Артемий Владимиров, все наши постоянные авторы поэтому поводу выскажутся. Поэтому я и призываю слушать не Ольгу Николаевну Четверикову, хотя она и специалист по Ватикану, но слушать наших духовных наставников, которые 25-ть лет встречаются с вами в эфире радио «Радонеж».

о.А.Шумский: Вы знаете, апостол Павел говорил, что главная добродетель, это терпение. И вот на этой основе строятся другие добродетели, нужно немножко потерпеть, подождать, помолчать. А то ведь люди начинают сразу говорить, вот только случилось событие, тут же человек миллион слов выдает. Как сказал Хаджа Нассредин «язык мне дан один, а уха два, чтобы лучше слушать, и беречь слова», здесь можно даже поучиться. Немножко нужно помолчать, молчание золото, послушать, себя прислушаться, должно время пройти для оценки событий. Нельзя сгоряча делать поспешные выводы.

В.Саулкин: А я вспоминал неделю назад отец Александр слова, которые часто повторяет отец Валериан Кречетов. В те годы, когда Хрущёв воздвиг гонения на Церковь, молодому о. Валериану его духовник Серафим Орлов, и его родной отец, опытные священники пережившие гонения, сидевшие в лагерях, когда он строил предположения о том, чем все закончится, говорили: «Валериан, а про Бога то забыл? а Бог то где?» Так говорили молодому священнику мудрые пастыри, которые пережили революцию и многие другие испытания.

о.А.Шумский: Понимаете, любое дело, если оно от Бога, то устоит, не от Бога - оно не устоит. Поэтому, зачем раньше времени пылить, как говорится, поднимать пыль, сеять смуту. Знаете, когда пыль поднимается, она забивает всё, глаза, дыхание, человек не может ни глоток воздуха сделать, ни на мир посмотреть. Смута она лишает человека зрения, возможности дышать, говорить. Зачем поднимать эту пыль раньше времени? Подождите, наберитесь терпения...

В.Саулкин: Мы с отцом Александрам выступаем против революционного духа, бунтарского. С этим духом мы сталкивались не раз за последние четверть века. Я помню, отец Александр, что в свое время некоторые люди говорили о Патриархе Пимене, называя его прислужником политбюро КПСС. Потом выяснилось, что Патриарх Пимен настоящий исповедник, прошел лагерь, воевал в Великую Отечественную войну, узнали что Патриарх настоящий молитвенник, человек святой жизни. А тогда, кстати, тоже экуменические контакты были, проповеди звучали о том, как Советский Союз борется за мир во всем мире. И сейчас все сидят вместе с мусульманами, с раввинами на всех торжественных собраниях и на Всемирном Русском Народном Соборе. И муфтий Толгат Таджудин говорит - мы мусульмане, но мы мусульмане Святой Руси. Батюшка я знаю некоторых людей, которые постоянно живут в ожидании последних времен. Уже много лет, больше четверти века ожидают, что эти времена вот-вот наступят. Сбудутся грозные пророчества о том, что наступит время, когда купола будут сиять золотом, а в эти храмы ходить нельзя будет. 15 лет назад, когда все были встревожены присвоением ИНН, звучали призывы уходить в леса, в далекие скиты. Все уйдем в леса, а Россию кому отдадим?

А.Шумский: Интересно, что слова радуйтесь, веселитесь, в Новом Завете более трехсот раз упоминаются. И знаете, как можно конспиролога отличить? Конспирологи почти никогда не улыбаются, уверены, что все кончилось, все пропало...

В.Саулкин: Те кто в советской школе учился, помнит уроки гражданской обороны. Помните, как шутили: «Вопрос, что надо делать в случае ядерного взрыва? Ответ, заворачиваться в белую простыню и ползти в сторону кладбища». Похожее настроение у конспирологов, а мы верим в милость Божью.

Телефонный звонок: Добрый вечер! Скажите пожалуйста, вы правильно говорите вещи, все мы может с чем-то согласны или нет, но может быть тот раскол, в который нас хотят втянуть, это вещь более страшная, чем то что происходит и то, что мы обсуждаем. Я не знаю, как мы можем помочь христианам, когда там их убивают, остановить терроризм, может быть, надо встречаться...

о.А.Шумский: Дело в том, что слово авторитетных людей имеет большой вес. И слово, когда оно с благодатью Божьей, когда Господь этим словом направляет, то такое слово начинает жить и действовать. Поэтому вы говорите так, ка

к будто Бога нет во всем этом. Слово сказанное, приправленное солью, благодатью Божией очень действенно. Возможно мы сейчас это увидим.

В. Саулкин: Наша передача подошла к концу, прощаемся с вами, дорогие братья и сестры!

о. Александр Шумский: Храни вас Господь!

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?