Все произведения

Тревожная тенденция

     Тема «возможна ли новая революция в России?» активно обсуждалась и продолжает обсуждаться в различных СМИ. Это совершенно естественно, поскольку в 2017-м году мы отмечали трагическую дату отечественной истории – столетие русской революции 1917 года. В то же время, тема революции в России не стала предметом системного осмысления. Я, например, ожидал проведения всероссийской конференции или круглого стола, в которых участвовали бы самые разные специалисты и где революция была бы системно рассмотрена со всех сторон. Но, вероятно, такое всестороннее и глубокое обсуждение проблемы революции многим стоящим у власти сегодня невыгодно, поскольку может вызвать нежелательные и неудобные сравнения. 

     Так возможна ли новая революция в России? – Я полагаю, что в самое ближайшее время, то есть, в этом или следующем году она вряд ли может состояться. Что будет дальше – прогнозировать не берусь. Могу лишь засвидетельствовать опасную тенденцию в развитии протестных настроений, особенно – в молодёжной среде. В этом легко убедится всякий внимательный наблюдатель, побывавший в минувшую субботу на митинге, организованном Навальным на Пушкинской площади. Подавляющей частью митингующих была молодёжь – от 15-и до 30-и лет. Самого Навального задержали непосредственно перед Пушкинской площадью. Над Пушкинской площадью баражировал вертолёт, а вокруг площади велись строительные работы с применением отбойных молотков, так что речей митингующих практически не было слышно – лишь отдельные выкрики, среди которых выделялись слова «долой царя!». Весьма характерный лозунг, свидетельствующий о том, что даже оппозиция склонна воспринимать Владимира Путина как самодержца. ОМОН вёл себя профессионально и спокойно. На моих глазах были задержаны только два здоровых парня – по-видимому, не очень трезвых. Никаких профессионально сделанных плакатов, призывающих к радикальным действиям, я не заметил. Лишь одна весьма преклонных лет женщина держала в руках большой помятый лист ватмана, на котором шариковой ручкой было написано: «Ни царь, ни вождь, ни президент не имеют право распоряжаться нашими природными богатствами – землёй, водой, недрами: они этого не создавали!». Я спросил её: «А кто же должен всем этим распоряжаться – Вы, что ли?». Вместо ответа она раздражённо повернулась ко мне спиной. Ещё там расхаживала парочка престарелых хиппи в потёртых джинсах, с белыми длинными волосами и бородами. В руках они держали красные флажки, на которых белыми буквами было написано: «Дайте нам спокойно жить!». Я их спросил: «Парни, а кто вам жить-то спокойно мешает? Соседи по дому? Президент Дональд Трамп? Может, просто вы сами от себя уже устали?». Шестидесятилетние парни (надо отдать им должное) с юмором ответили: «Да ладно тебе, старый! Просто день кайфовый сегодня – солнышко, тепло… сейчас малость потусуемся, пивка попьём – и по домам!».

     Читатель спросит: а в чём же Вы видите тревожную тенденцию? Вроде бы, всё более или менее мирно, какой-то ярковыраженной агрессии нет… Навального, вон, задержали – и никаких криков вроде «руки прочь от Навального!» не слышно. Действительно, персонально Алексей Навальный, похоже, молодёжь совсем не интересует. Я не заметил ни одного молодого человека, у которого на майке было бы написано: «Навальный – наш лидер!» или что-то в этом роде. Но чувство тревоги, тем не менее, присутствует. Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: в субботний майский день, когда почти все, как правило, стремятся выехать за город, Навальному и его сторонникам удалось собрать, по моему представлению, от 1,5 до 2-х тысяч человек. Много это или мало? – это как посмотреть… Конечно, немного, но и жалкой горсткой такое количество людей не назовёшь. Если учесть, что подобные митинги состоялись и в других городах России, то неприятная тенденция – налицо. Смуты зачастую начинаются с внешне незначительных событий. В своё время парижским студентам удалось отправить в отставку великого президента Франции Шарля де Голля. А ведь когда эти студенты только начинали «бузить», де Голль неосторожно бросил: «молодые люди просто не хотят учиться»…

     P.S.: В этом году, впервые за 25 лет, что я служу в храме Святителя Николая в Хамовниках, в воскресение после Светлой Седмицы (неделя 2-я по Пасхе) у нас не было совершено ни одного Таинства Венчания, и такое в этом году наблюдалось не только в нашем храме, – хотя во все предыдущие годы у нас желающих венчаться в этот день было столько, что мы вынуждены были многим отказывать. Это, кстати, касается и Таинства Крещения – всё меньше и меньше людей приходит креститься. Я не берусь делать из этого какие-то далеко идущие выводы – возможно, это некая случайность (время покажет). Но очень не хочется думать, что молодёжь, не желающая идти в храм венчаться, пополняет ныне ряды новых революционеров. Судя по всему, начался процесс резкого «левения» в настроениях молодёжи. Кстати, я обратил внимание ещё на одну тревожную деталь: сегодня очень много молодых людей, которые не носят нательных крестов, хотя и крещены в Православной Церкви. Ещё лет 5 назад таких юношей и девушек было заметно меньше. Я недавно спросил одного молодого парня – почему он не носит нательный крест. Ответ был весьма неожиданным: «Это сейчас уже не модно». Полагаю, что к его словам следует отнестись серьёзно. Надеюсь, что наш национальный лидер Владимир Путин понимает молодёжную проблему и не повторит ошибки своего великого французкого коллеги Шарля де Голля. Недаром же сразу по окончании вчерашней инаугурации в Кремле Владимир Владимирович направился к большой группе молодёжи и довольно долго с нею общался.

священник Александр Шумский, публицист

Add a comment

Что таится за «безмолвием народа»?

     Прочитал на РНЛ материал «Спасибо киевскому майдану!», в котором уважаемый протоиерей Александр Кузин комментирует данные социологического исследования Левада-Центра по вопросу возможности в России массовых протестных акций. Из опроса Левада-Центра следует, что 90% россиян выступают против разного рода протестных акций и считают их маловероятными. Позволю себе возразить уважаемому батюшке Александру. Прежде всего – данные Левада-Центра вряд ли стоит считать вполне объективными: опрос проводился среди малочисленной группы людей. Кроме того (и это – самое главное): сам Левада-Центр имеет свои интересы, далёкие от национальных интересов нашего государства. Как известно, решением Минюста РФ от 5-го сентября 2016 года Левада-Центр включён в реестр НКО (некоммерческих организаций), выполняющих функции иностранного агента. Левада-Центр получает большую часть финансирования из США. О Левада-Центре протоиерей Александр высказывается несколько туманно и двойственно. С одной стороны, он говорит, что Левада-Центр – иностранный агент, с другой – «Дай Бог здоровья “Левада-центру”, который подменяет нашу систему».

     Лично я предполагаю, что все цифры в данном опросе Левада-Центра явно завышены. Возникает естественный вопрос: зачем иностранному агенту, получающему финансирование из США, понадобилось прийти к выводу, что 90% россиян выступают против различных протестных акций и считают их маловероятными? На первый взгляд кажется, что такой вывод выгоден Российскому государству и здоровой части российской общественности. Но если вдуматься поглубже, то невольно вспоминается тактика идеологов позднего СССР, которые, не переставая, талдычили о непоколебимой стабильности советской системы и предельно завышали все общественно-экономические показатели. В конце концов эта идеологическая и статистическая ложь привела к мгновенному краху СССР. Я убеждён, что этой лгущей идеологической советской командой руководили агенты западного влияния, которые ставили своей главной целью – беспрецедентной ложью усыпить бдительность советских людей и парализовать их волю, а затем нанести предательский удар в спину. Что и было блестяще осуществлено в реальности. Поразительно, но лжецы, нанесшие тогда этот «удар в спину» СССР, нагло использовали собственную ложь, чтобы организовать российское общество для добивания СССР. Именно такими были Горбачёв и Ельцин. Сегодня же руководители Левада-Центра, продолжает дело этих главных виновников краха СССР. Вот через эту призму состояния позднего СССР накануне краха и следует рассматривать данный опрос Левада-Центра. Внушая россиянам иллюзию стабильности, они, под руководством своих заокеанских хозяев, вновь готовят предательский удар в спину. 

     В своём комментарии к результатам опроса Левада-Центра протоиерей Александр Кузин резюмирует: «Еще раз повторю: спасибо киевскому майдану. Ныне народ России прекрасно понимает, что деструктивно выходить на площади с протестами, ибо на поверхность выплывают люди типа Навального и прочая братия. Акции протеста не рождают лидеров и радетелей интересов народа и государства Российского… Есть люди, которые сочувственно относились к подобным гражданским акциям, но их становится всё меньше и меньше».  Позволю себе и здесь не согласиться с дорогим батюшкой Александром. Он полагает, что отрицательный опыт киевского майдана отрезвил россиян и теперь они получили, как он говорит, «антидот против майданных выступлений». Если и получили, то, думаю, ненадолго. И, вероятно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями прекращения действия этого антидота. История показывает, что отрицательный опыт соседей никогда не являлся надёжным средством защиты от повторения этого опыта у себя. Напротив, я наблюдаю заметное снижение интереса в российском обществе к украинской «майданной» теме. Нашим домохозяйкам, которые еженедельно сталкиваются с повышением цен в магазинах и аптеках, украинская тема совершенно безразлична, так же, как и молодым людям, особенно – вступающим в брак и желающим иметь детей, но не могущим при этом даже мечтать о приобретении своего собственного жилья. И, конечно, совершенно неверен, на мой взгляд, вывод отца Александра Кузина о том, что в российском обществе становится всё меньше и меньше людей, которые сочувственно относятся к протестным акциям. Данный вывод батюшки, очевидно, сделан под влиянием этого самого опроса Левада-Центра. Здесь следовало бы обратить внимание на психологию русского человека и на русскую историю. Я не сомневаюсь в том, что многие из опрошенных Левада-Центром россиян просто не захотели признаваться в своём сочувствии к протестному движению из соображений личной безопасности: а вдруг об их «протестности» узнают в соответствующих органах – зачем искать проблемы на свою голову? Слишком жива ещё в русском человеке память о необходимости соблюдать осторожность в своих высказываниях. Но самое главное – в другом. В своё время кто-то из великих русских мыслителей (кажется, В.В. Розанов) сделал очень глубокое историческое наблюдение: в русском человеке мысль о протесте, мысль о бунте вызревает незаметно для внешнего наблюдателя; вроде, ничто не предвещает беды – и вдруг ещё вчера казавшийся мирным народ превращается в озверевшую толпу, сметающую всё на своём пути. И Россия, по образному выражению Розанова, «линяет за три дня». Исторических примеров достаточно: это и Смутное время, и пугачёвщина, и, конечно, русские революции. Сюда же, безусловно, относятся и «лихие 90-е». Инкубационный период русского бунта, повторяю, почти незаметен для стороннего взгляда. Лишь немногие пророчески мыслившие люди, вроде Ф.М. Достоевского, могли этот период разглядеть. Но когда они пытались звонить во все колокола, чтобы предотвратить самое страшное, т.е. русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», им мало кто верил. 

     Кстати, совершенно другая картина была в Европе: у европейских народов (особенно – у французов), была совершенно иная политическая культура. Исстари там существовало множество политических партий, через которые различные социальные группы могли высказывать свои взгляды и обнаруживать свои настроения. Поэтому любой политический процесс в Европе был заметен, и его можно было отслеживать с самого начала. В этом смысле у русского народа не было вообще никакой политической культуры. Русский народ, по слову Пушкина, «безмолвствует», а не занимается (добавлю от себя) партийной говорильней. В этом страшном и таинственном «безмолвии» может незаметно вызревать демон бунта и революции. В России и СССР партии лишь в какой-то степени заменяли журналы, но понятно, что это несравнимо с партиями как таковыми. И до сих пор в политической культуре русского народа ничего не изменилось. Архетип «народ безмолвствует» в нас гораздо актуальнее и сильнее, чем искусственная российская партийная система. Недаром же остроумный В.С. Черномырдин говаривал: «Какую партию ни возьмемся строить – все у нас КПСС получается». 

     Я всецело поддерживаю нашего президента Владимира Путина, голосовал за него, и что бы ни случилось, я, как и большинство православных, ни в какие протестные движения вливаться не собираюсь. Православный должен терпеть до конца и поддерживать верховную власть, если она откровенно не выступает против Бога. Но как поведёт себя остальная, по-видимому большая, часть россиян, я предсказывать не берусь. Могу сказать лишь одно: никакой стабильности я не ощущаю, а чувство тревоги у меня нарастает. Сегодня многие, в том числе и православные, говорят примерно так: «Во внешней политике Путин – молодец, взял Крым – это хорошо. А во внутренней полититке он ничего не сделал. Мы даём Путину последнюю возможность что-то изменить во внутренней политике, в экономике, в образовании, в здравоохранении». Здесь получается – как в анекдоте: Мамаша бегает вдоль берега моря с криком: «ой, утонул мой мальчик, спасите!». К счастью, рядом оказывается молодой человек. Он ныряет и вытаскивает живого мальчика на берег. Мамаша целует спасённого сына, благодарит молодого человека, но при этом говорит: «молодой человек, вы когда ныряли и вытаскивали моего мальчика – вы там не видели маленькую шапочку?». Мне подобные рассуждения очень не нравятся. Как правило, люди, мыслящие таким образом, сами в своей жизни ничего путного не совершили. А Путин – напротив, сделал очень много путного – не только во внешней политике, но и во внутренней, другое дело – что внутренняя политика неизмеримо проблематичнее, чем внешняя. Не дай Бог, чтобы демон бунта вновь вырвался из таинственного и страшного народного безмолвия! Но для того, чтобы этого не произошло, надо не ультиматумы президенту предъявлять, а молиться за Владимира Владимировича, чтобы он, с Божьей (и нашей) помощью, нашёл в себе силы переломить внутреннюю ситуацию. Мы не должны допустить повторения истории с Императором Николаем II-м, когда в начале Первой мировой войны все кричали ему «осанна!», но стоило случиться некоторым неудачам на фронте, как эти же самые «восхвалители» стали подгребать угли к его ногам и превратились в хулителей и губителей своей страны.

     Да не будет так ныне!

Священник Александр Шумский, публицист

Add a comment

Друг степей калмык, русская классика и президент Путин

     Только что прочитал маленькую заметку на РНЛ «В чём ошибка Достоевского?», в которой автор, Григорий Шувалов, в очередной раз пытается «укусить за щиколотку» Фёдора Михайловича Достоевского. Какая-то удивительная маниакальность у некоторых… Просто смешно! Полностью согласен с отзывом на данную заметку Андрея Сошенко: «Галиматья. На эту темку почему-то на РНЛ перманентно появляются материалы. Но раз из раза всё маргинальнее и маргинальнее». Вместе с тем, подобные «маргинальные материалы», направленные против величайшего гения русской и мировой  литературы, как, впрочем, и статьи против русской классики (в том числе – и Пушкина), напечатанные несколько ранее, весьма симптоматичны: они свидетельствуют о появлении нового типа нигилизма, развёрнутого под знаменем Православия. В своё время в нескольких своих статьях, напечатанных на РНЛ, я дал название этой духовной болезни: «православный нигилизм». Причём, я не отрицаю права читателя на критику того или иного классика. Но одно дело – обоснованная, написанная с христианской любовью статья, другое – хамский плевок в отца. Достоевского знает весь мир. По известности сравниться с ним могут лишь Данте и Шекспир. Ну, и разве ещё – тоже русский – Лев Николаевич Толстой. 

     Последние исторические и политические события показывают, что Фёдор Михайлович был подлинным христианским пророком. И дело даже не в том, что он предвидел многие конкретные исторические события (как, например, революцию в России), но в том, что он предвидел тотальное чудовищное обезбоживание мира. Это своё предвидение он с особой силой запечатлел в «Великом инквизиторе». Достоевский показал, что нравственный мейнстрим грядущего – это отцеубийство, уничтожение отчего/Отчего начала, Богоубийство. Дух Великого инквизитора почти полностью овладел Западом. Слово «Христос» там тотально запрещают, слово «Содом» там тотально навязывают. Оспорить это невозможно, так же, как и то, что лишь Россия, при всех своих проблемах, пороках и болезнях, противостоит в одиночку всемирному Содому и отстаивает Христа. 

     Самым крупным историческим итогом и духовно-нравственным событием прошлого года было, несомненно, совместное предстояние на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла и Президента Владимира Путина. Событие поистине уникальное: русский Президент и русский Патриарх с высоты Архиерейского Собора обозначили своё полное неприятие мирового Содома. Они открыто заявили о приверженности России традиционным ценностям, а последнее слово Владимира Путина было: «С Богом!». Итак, на Западе говорят: «Мы – с Содомом», в России – «Мы – с Богом». Очевидно, что Содом в безумии попытается убить Христа. Духовно-нравственное противостояние России и Запада не может не перерасти в глобальную войну. Именно в этом заключалась скрытая главная мысль последнего послания нашего национального лидера Владимира Путина Федеральному Собранию. Никогда ещё наш Верховный главнокомандующий не уделял столько внимания достижениям России в военной сфере. В своей речи Владимир Владимирович обратился к народу с предложением прислать ему свои варианты названий наших новейших военно-технических изделий. И вот, я предлагаю назвать самую страшную и мощную российскую гиперзвуковую ракету именем величайшего русского писателя – «Достоевский». Ведь в устной речи мы произносим имя писателя через «а», то есть – «ДостАевский». Некоторые говорят: «Ну, ты и ДостАевский», в смысле – «ты меня достал». Это значит, что Фёдор Михайлович, если понадобится, достанет всех русофобских и содомских гадов и гадёнышей. А разлетающиеся боеголовки гиперзвуковой ракеты «Достоевский» можно назвать именами его персонажей: «Раскольников», «Свидригайлов», «Ставрогин», «Иван Карамазов», и т.д., и т.п. Подводную же гиперракету я предлагаю назвать именем самого загадочного русского писателя – «Гоголь». А ракету с самой непредсказуемой траекторией полёта я назвал бы «Василий Розанов». Ну, и конечно, самую мощную баллистическую ракету, облетающую «всечеловечно» весь земной шар, я назвал бы (в память о гениальной «Пушкинской речи» Достоевского) «Пушкин» – от слова «пушка». А будущую, ещё не созданную, но уже существующую в проекте супергиперракету предлагаю назвать «Сталинград».

          P.S.:  Недавно ехал в такси. Таксист, калмык по национальности, спросил: «Батюшка, Вы за кого будете голосовать?». Я ответил: «За Путина». И, в свою очередь, спросил: «А Вы – за кого?». Водитель ответил: «Конечно, за Путина!». «А почему?» – ещё раз спросил я. Друг степей калмык сделал гениальное заключение: «Путин может ответить!».

Священник Александр Шумский, публицист

Add a comment

Жаль мне Андрюшу…

     В очередной раз изошёл зловонный «шептунок» от Андрюши Макаревича. И началось публичное обсуждение «шептунка», суть которого – в том, что нас, россиян, Андрей Вадимович окрестил «злобными дебилами», а американцев – напротив – назвал «спокойными, весёлыми и добрыми». А что здесь нового? – Андрюша был таким всегда. Как всякий представитель малого либерального народа, он и в советские времена постоянно называл «быдлом» советских русских людей, а США и вообще Запад почитал раем на Земле. Раньше такие, как он, поносили Сталина и смеялись над Брежневым. Теперь они ещё вдобавок ненавидят Владимира Путина, зато почитают двух прежних лидеров России, одного – предателя, другого – алкоголика, почти уничтоживших Россию.

     Ещё Андрей злобствует потому, что не дали ему его же либеральные подельники хапнуть побольше на развалинах Империи. Оказались рядом с ним мародёры покрупнее – всё спёрли, а «Машине времени» даже на бензин толком не оставили. Хотели незадачливые машиновременисты нефтяную скважину получить, а им вместо этого выдали всего лишь небольшую порцию зелёных фантиков. И кто же, по их мнению, виноват? – Ну, конечно же, «злобные российские дебилы»! 

     К тому же, Макаревич не может не чувствовать своего полного творческого фиаско. Я никогда не был поклонником «Машины времени». Все их музыкальные поделки, с моей точки зрения, выглядели карикатурой на «The Beatles» и Эрика Клэптона. Последнему, кстати, особенно пытался подражать сам лидер группы. Когда «Машина времени» добилась осуществления своей заветной мечты – записаться на студии Apple, где когда-то «лабали стиль» Джон Леннон и Пол Маккартни, то, кроме курьёза, у них ничего не вышло. Ну, и что же остаётся делать уже старому и ныне совершенно не востребованному рокмэну, у которого не хватает дыхалки даже на речитативы прежних лет? Это вам не русский Юрий Антонов, который, несмотря на свои семьдесят с лишним, сохраняет высочайший профессиональный уровень. Вот и мечется Андрей Вадимович то на Украину, то в США – и нет ему нигде покоя, и становится ему всё хуже и хуже: никому он не нужен – ни «тупым и злобным» жовто-блакитным, ни «весёлым и добрым» американцам, ни, тем более, нам с вами. Когда-то он самозабвенно изрекал: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас». И что же получилось в итоге? – Нет миру никакого дела до Макаревича, никто под него не прогнулся и прогибаться не собирается. Он, на самом деле, пребывает в отчаянии. И, по злой иронии судьбы, в своей чёрной шляпе, чёрном пальто, чёрных очках и с жовто-блакитной ленточкой на груди, он стал походить на куклу, изображающую шпиона «в ловких и натруженных руках».

     Честно говоря, жаль мне Андрюшу… Но путь к покаянию никому не заказан – даже шпиону.

Священник Александр Шумский, публицист

 

 

Add a comment

Сталин в хоккее

     Конечно, по Гамбургскому счёту, правы те, кто убеждён, что не следовало российской олимпийской сборной ехать на корейскую Олимпиаду. Запад сделал всё, чтобы максимально унизить Россию. Нам запретили использовать национальные форму, флаг и гимн. И вообще – олимпийское движение выродилось, о чём я уже неоднократно говорил. С другой стороны, я не согласен с теми, кто называет российских спортсменов, поехавших на Олимпиаду, предателями Родины. Такая категоричность, по моему мнению, не отражает реальности. Что, собственно, и показала сама Олимпиада. Не знаю – как другим, но мне бросилось в глаза, что российские спортсмены под белым флагом выступали не только за самих себя, в чём их сначала многие пытались обвинить, но и в неменьшей степени они представляли свою Родину. Это было заметно по их глазам, по их поведению, по их интервью. И вот это ощущение, что российские спортсмены, несмотря ни на что, представляют свою великую страну, передавалось очень многим болельщикам из других стран и народов. Те же корейцы организовали пикет в защиту российской команды. И болельщики из других стран по ходу Олимпиады всё чаще высказывали мнение о нелепости, несправедливости и глупости западных дельцов от спорта, применивших санкции против России. И я убеждён, что после окончания Олимписких игр в Пхёнчхане мировое общественное мнение постепенно всё больше будет склоняться в нашу пользу. Не следует думать, что на Западе совсем не осталось нормальных честных людей. На самом деле их там очень много, просто небольшая кучка злобных педерастических троллей захватила власть в Европе и в США и диктует свою сатанистскую волю большинству. Согласитесь, мы же не судим о всей России по составу кабинета министров! Кроме того, существует непреложный духовно-нравственный закон: в конечном счёте всегда проигрывает тот, кто унижает другого, и выигрывает тот, кого унижают. Вспомните слова Данилы Багрова из фильма «Брат 2», сказанные американцу: «Вот скажи мне, американец, в чём сила! Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего – ты сильней стал? Нет, не стал, потому что правды за тобой нету! А тот, кого обманул, за ним правда! Значит, он сильней!». 

     Пророческие слова! Сколько уже пытались унизить Россию – и что? Маленький капрал из Франции в 1812-м году чесал из российских просторов со свистом! И сбылись слова Александра Васильевича Суворова об этом неуёмном корсиканце: «Широко шагает, штаны порвёт». А свора дегенератов из мюнхенской пивной, во главе со своим крысообразным главарём, подохла, жалко поскуливая, в подвале Рейхсканцелярии в мае 1945-го года, и над куполом германского Рейхстага взвилось Красное Знамя Победы. И как же было отрадно на душе, когда в день Торжества Православия, после совершения Божественной Литургии, я включил телевизор и увидел награждение наших хоккеистов золотыми олимпийскими медалями! Знаменательно, что наши в финале обыграли именно немцев. Всё-таки прав был великий советский хоккеист Всеволод Бобров, сказавший однажды: «Игра – война». И сегодня эти слова – особенно актуальны. Хоккейный финал Россия – Германия всеми воспринимался именно в этом – фронтовом – ракурсе. Потом я посмотрел финальную игру в записи. Был там один показательный эпизод, когда на вбрасывании шайбы сошлись немецкий игрок, фамилии которого я не помню, и наш нападающий Кирилл Капризов – одна из главных надежд российского хоккея. Они посмотрели друг на друга. В глазах немолодого уже немца застыла мрачная решительная злоба. А юный Капризов с совершенно детским выражением лица весело улыбался, хотя в этот момент мы проигрывали сборной Германии. Но как-то стало понятно, что человек, играющий с таким весёлым настроем, не может потерпеть поражение. И вспомнился незабвенный Василий Тёркин с его удивительным добродушием и весёлой улыбкой:

Не зарвёмся, так прорвёмся,
Будем живы – не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали – все вернём.

     Именно Капризов забил решающую победную шайбу немцам в овертайме. Когда после игры журналист спросил его – как ему удалось забить – Кирилл, по-детски простодушно улыбаясь, ответил: «Гусь здорово отдал, а мне где-то повезло». И опять вспомнился:

Незаряженной гранатой
Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк...

     Потом, тоже в записи, я посмотрел выступления наших потрясающих фигуристок Алины Загитовой и Евгении Медведевой, которые не оставили ни малейших шансов своим соперницам – ни западным, ни азиатским – заняв 1-е и 2-е места на пьедестале. Неужели у кого-то теперь повернётся язык сказать, что эти российские девчушки выступали не за Родину? А наши юные лыжники, сразу ворвавшиеся в элиту этого вида спорта? – Как за них и за Россию не порадоваться! И наши хоккеисты, несмотря на запрет, пели после финальной победы Российский Гимн – этим всё сказано.

     А ещё меня очень порадовал баннер, развёрнутый нашими болельщиками на одном из хоккейных олимпийских матчей с участием российской сборной. На баннере был изображён советский красный флаг и портрет товарища Сталина. И чего добились западные клоуны, вводя санкции – спортивные и иные – против России? – А вот этого самого баннера и добились. Нельзя загонять русского человека в угол, потому, что это всегда заканчивается лишь тем, что читаем у Твардовского:

Берлин, о Родина, за нами,
Берлин, товарищи, Берлин!

     P.S.: Говорят, что перед 3-м периодом финального матча Россия – Германия в раздевалку российских хоккеистов вошёл невысокий человек в серой шинели и с лёгким грузинским акцентом сказал: «Ребята, вы не имеете права проигрывать немцам». И не успели наши игроки опомниться, как человек в серой шинели исчез, оставив после себя тонкий запах «Герцеговины Флор»… 

Священник Александр Шумский

Add a comment

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Комментарии

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?