Священник Александр Шумский обратился к писателю с открытым письмом …

  Уважаемый Александр Андреевич! Пишу Вам как Ваш собрат с желанием понять, а не обличить Вас. Признаюсь, что я отношусь к Вам с симпатией. Вы человек обаятельный, талантливый и яркий. Вы, без сомнения, патриот. Но некоторые Ваши поступки и слова ставят меня в тупик и, не скрою, вызывают глубокое возмущение. Вы может быть помните, как вскоре после трагедии в Норд-Осте, где погиб мой любимый зять, я посетил Вас. Тогда в Вашей газете появилась статья под названием «Морг-ост», возмутившая меня до глубины души и своим циничным названием, и авторской позицией, которая сводилась к тому, что во всем виноваты наличная власть и действия наших спецподразделений. При этом реальные террористы-чеченцы по существу оправдывались. После «Норд-Оста» у меня появилось много друзей из подразделений «Альфа», которые в подробностях рассказали мне, как все было на самом деле. Как героически вели себя бойцы «Альфы», как они предотвратили самое страшное – взрыв огромной бомбы. Я пришел к вам вскоре после Норд-Оста, и мы в вашем кабинете около часа обсуждали произошедшее в Норд-Осте и другие вопросы. Я тогда был очень сильно возмущен Вашей весьма странной позицией. Возмущались, кстати, и офицеры «Альфы». Но и в дальнейшем Вы постоянно, мягко говоря, неоднозначно высказывались о чеченских террористах, шахидах и все время поэтизировали «огненную исламскую пассионарность». Вот и недавно, после возмутительных и оскорбительных высказываний Гайнутдина в адрес русского народа, Православия и всей нашей истории, Вы, настолько мне известно, это никак не прокомментировали. Если я ошибаюсь, поправьте меня – допускаю, что я мог чего-то не заметить.

  В свое время я написал несколько статей, в которых резко критиковал Вашу позицию – «В плену абсурда», «Патриотизм или нигилизм?» и др. Постараюсь быть объективным: были и есть у Вас правильные и замечательные статьи и выступления. Когда я вижу Вас на всевозможных рингах у Соловьева или еще где-нибудь, всегда болею за Вас. Но вот последняя Ваша редакторская статья «Революция пирамид» в газете «Завтра» №9, меня очень сильно расстроила. Уж не знаю, что и думать, Александр Андреевич.

  Я никогда не соглашался к теми, кто пытался Вас обвинить в ангажированности. Вы на такого человека не похожи. Тогда объясните, пожалуйста, как я должен воспринимать вот такое Ваше последнее высказывание в редакторской статье: «Другие угадывают в событиях неутомимую, кропотливую, растянутую на десятилетия работу братьев-мусульман, которые несут народам божественную формулу справедливости». Дорогой Александр Андреевич, не надо, как говорится, за грамотных расписываться. Вам мусульмане братья, а мне нет. Говорите о себе на здоровье сколько хотите. Ничего братского, особенно в последнее время, я в действиях мусульман обнаружить не мог. Между нами и мусульманами отношения напряженного мира. Я не хочу войны с мусульманами, я готов уважительно к ним относиться, если они будут уважительно относиться к Православию, Русскому народу и нашим традициям. Здесь совершенно не обязательно испытывать друг к другу братские чувства, уважения вполне достаточно.

  Да по вере нашей братьями в полной мере мы считаем только своих единоверцев, а остальные для нас просто родственники по линии Адама. Тем более, дорогой Александр Андреевич, уверяю Вас, что сами мусульмане нас своими братьями не считают и считать не будут. Это, кстати, нормально и честно. И еще – объясните пожалуйста, что это за «божественная формула справедливости», которой, по Вашему мнению, владеют мусульмане? Мы видели совсем недавно другую формулу в Норд-Осте, Беслане, московском метро и в Домодедово.

  Недавно мы с моими друзьями, церковными людьми, ехали в метро. Нас было трое. Народу было много, и нас оттеснили к противоположной от входа двери. Там стояло также трое чеченцев, лет 30-35. То, что это были чеченцы, стало ясно и по их кепкам, на которых было написано «Чечня рулит» и характерному акценту. Мы невольно оказались друг против друга. И мы, и они мгновенно замолчали и стали смотреть друг другу в глаза. Несколько минут мы без отрыва смотрели друг на друга, глаза никто не опускал. Я не буду говорить, что увидел в их глазах, и что ощутил в своих. Словно вся история отношения русских с Северным Кавказом отразилась в наших и чеченских зрачках. Эти две минуты действительно были похожи на века. Это было событие, показавшее, что ничего не кончилось. Поразительно то, что у двух моих друзей были точно такие же ощущения.

  Вернемся к Вашей редакторской статье из последнего номера «Завтра». Вы пишите: «Только новая имперская идеология, соединяющая все народы, культуры и верования, уравнивающая их под великим имперским куполом! Только возрождение и модернизация страны, превращённые в общее дело, собирающие в общую артель все народы и регионы истерзанной и изнурённой России! Только идея божественной справедливости, которая во все века была свойственна русскому сознанию, наполняет религиозные учения Корана и Нового завета! Только такая философия способна остановить грохочущий камнепад революции». Александр Андреевич, странная у Вас получается империя, в которой все кошки серы. Какая-то у Вас эклектика, какое-то вавилонское смешение получается, где нет ни слова о Православии, зато Коран поставлен на первое место. Согласитесь, есть над чем задуматься. Надеюсь, уважаемый Александр Андреевич, получить от Вас ответ.
 
С искренней симпатией к Вам, священник Александр Шумский.