Священник выразил уверенность, что Патриарх Кирилл не собирается идти в подчинение папе Римскому …

  29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заявил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор тем, вынесенных на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям. Своим видением этих проблем поделился в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский.

  Слово «экуменизм» сегодня часто употребляется. В самом этом слове ничего плохого нет, оно происходит от слова «ойкумена» - Вселенная. Мы знаем, что Православная Церковь - это Вселенская Церковь. Православная Церковь естественно стремится к тому, чтобы объять всю Вселенную, и в этом стремлении на самом деле заключается здоровый экуменизм. Другое дело, что сегодня это слово наделяют зачастую иным смыслом. Есть, например, сторонники соединения церквей, а это вещь опасная, и нам такой экуменизм, по-моему, не нужен.

  Общение с другими конфессиями неизбежно, на сегодня это очевидная вещь. Таков сегодня глобальный интернетовский мир, то есть мы не можем не общаться с представителями иных конфессий. Но в этом общении необходимо четко устанавливать границы, за которые не следует переходить. Эти границы, прежде всего, определяют догматы Православной Церкви. Общаться с инославными можно и нужно. Никто с этим не спорит, среди протестантов и католиков есть много хороших людей, людей искренне верующих и любящих Бога. Но общаясь с ними, мы не должны переходить границы догматов, потому что именно на них держится вся наша Православная вера. Можно вспомнить нашего великого гениального богослова Владимира Лосского. Я считаю, что это самый великий богослов Новейшего времени, и это не только мое мнение, а мнение очень многих людей, кстати, и католические богословы перед ним снимают шляпу. Он говорил, что искажение догматов - это самое опасное в церковной жизни, потому что когда искажаются догматы - искажается вся нравственная жизнь народа, и начинается обрушение основ веры. Существует прямая связь нарушения догматов с нравственной деградацией общества.

  Владимир Лосский говорит о двух опасностях, которые существуют в церковной жизни. Во-первых, это так называемое практическое монофизитство, когда часть церковных людей начинает тяготеть к отрыву от реальной жизни, они как бы проклинают окружающую жизнь, хотят от нее полностью отделиться. Есть и другая опасность - практическое несторианство, это когда часть церковных людей пытается слить Церковь со стихиями мира. Слияние и растворение Церкви со стихиями мира - очень опасная вещь. А подлинный экуменизм как раз все эти крайности не принимает. Нам нужен такой подлинный экуменизм.

  Но мы должны хранить чистоту догматов и, конечно, в общении с Католической церковью, с которой мы неизбежно вынуждены общаться, мы должны понимать, что в католичестве есть неправильные догматы. Сегодня никто не может отрицать, что в католичестве есть ложные догматы. Никто пока не доказал, что, например, filioque в Символе веры - это безобидная вещь. Все попытки доказать, что это ничего не значащая мелочь мне представляются заблуждением. Filioque - это очень серьезная и опасная вещь. Мы не можем ее принять. Кроме того, в католичестве существует еще ложный догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее родителями. Этот догмат мы тоже не можем принять.

  В идеале было бы хорошо, если бы западная и восточная Церковь соединилась, но возникает вопрос, кто должен уступить? Мы ли должны принять ложные догматы католиков или католики должны отказаться от своих ложных догматов? Мы не можем принять их ложные догматы, а они не хотят отказаться от своих ложных догматов. Надо понять, что между нами существуют серьезные догматические расхождения, и мы не можем соединяться, пока их не преодолеем. Мы могли бы объединиться и с католиками, если бы они отказались от своих заблуждений.

  Но общение с простыми католиками и протестантами в данное время вполне допустимо. Конечно, общаясь с ними, мы должны свидетельствовать о своей вере и убеждать их в том, что именно Православная Церковь сохранила догматическую чистоту, потому что мы не вводили новых догматов. Человеческий экуменизм, не переходящий догматических границ, вполне уместен и нужен. Как раз в таких человеческих экуменических контактах мы и может осуществлять православную миссию среди инославных.

  Кроме того, мы не можем не отметить, что папа Римский претендует на особое положение в мире. Это не правильно, так как я считаю, что наш Святейший Патриарх, как впрочем, любой другой Православный Патриарх, ни в чем не меньше папы Римского. Если говорить о священном сане, то здесь есть, как минимум, равенство. Поэтому я не вижу никаких оснований для того, чтобы наш Патриарх шел в подчиненное положение папе Римскому. Можно объединиться на равных условиях, если католики откажутся от своих ложных догматов, если папа Римский откажется от своих привилегий. Православные Патриарха не могут принять претензии папы Римского на особые привилегии, потому что согласно учению Церкви таких привилегий у папы Римского быть не может. Я пока не вижу, чтобы папа Римский стремился отказаться от своих привилегий. Мне кажется, что вряд ли католики пойдут на этот отказ. Но утверждение о том, что у папы Римского изначально есть какие-то особые привилегии, которые вытекают чуть ли не из Евангелия, - это ложь и неправда. Все Патриархи Православного мира во Христе равны, они братья, обладающие равным саном, и никаких привилегий у того или иного Предстоятеля быть не может.

  Наш нынешний Святейший Патриарх четко и правильно понимает все эти вопросы. Он продолжает традиционную линию в отношениях с инославными конфессиями, поэтому я не вижу пока никаких оснований для опасений, что наш Святейший Патриарх склонен к неправильному экуменизму. Я не наблюдаю усиления филокатолических настроений в Русской Православной Церкви.  В нашем Патриархе я вижу творческого традиционалиста. Этот человек хорошо знает и понимает церковную традицию, в полной мере владеет русской мыслью и русским словом, четко знает, чего он хочет, а хочет он, прежде всего, усиления и укрепления Православной Церкви в мире, а не смешение с кем бы то ни было. Поэтому никакой сдачи позиций Православия со стороны нашего Священноначалия не будет при нынешнем Патриархе. Я в этом совершенно убежден. У нашего Святейшего Патриарха твердая православная позиция.  Уверен, что Патриарх Кирилл не собирается идти в подчинение папе Римскому. Нужно внимательно понаблюдать, что говорит наш Патриарх, что он делает, чтобы понять, что Патриарх не собирается входить в подчинение папе Римскому.

Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках