Пусть тот, кто жизни и земле не мил, -
Безликий, грубый, - гибнет невозвратно.
А ты дары такие получил,
Что возвратить их можешь многократно.

Ты вырезан искусно, как печать,
Чтобы векам свой оттиск передать.

Вильям Шекспир

  Пять лет назад, в год пятидесятилетия полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, я написал статью «Ясность и тайна Юрия Гагарина», которая была опубликована на РНЛ, а затем вошла в мою книгу «За Христа до конца».

  И вот, спустя пять лет, вновь возникло непреодолимое желание высказаться об этом необыкновенном русском человеке, который сам себя совершенно искренне считал самым обыкновенным. Он так и говорил: «Я обыкновенный русский парень». И в этих, казалось бы, незатейливых словах содержится глубочайшая философия русской жизни, которая исключает всякий показной индивидуализм. Это русское мироощущение Гагарина основано на неизбывной соборности русского народа, которую Юрий Алексеевич унаследовал от своих православных русских предков. Удивительно имя первого космонавта Земли. Георгий (Юрий) по-гречески означает земледелец, т.е. крестьянин, а Алексей – означает защитник! Получается, что Юрий Алексеевич – защитник народа. Здесь, конечно, видится Промысл Божий.

  Русская соборность неизменно побеждала басурманский индивидуализм. Все эти многовековые псы-рыцари всегда принимали нас за неразвитое быдло, которому нужен развитый пастух. Приходил очередной пастух на русскую землю и каждый раз аккуратно укладывался, по пушкинскому слову, среди «нечуждых ему гробов».

  Басурманские большелобые и большеносые дяди, поняв, что в открытой войне русских не одолеть, решили привить нам бациллу своего индивидуализма. Они мыслили так: 

  «Заразим этих русских нашим преисподним эгоизмом, и они сами себя уничтожат, а мы придем ими владеть». 

  Но басурмане не угадали, что есть у русских непобедимое оружие – улыбка Юрия Гагарина! Эту улыбку, в которой запечатлены любовь, великодушие и сила, русские люди видели и на лице Александра Васильевича Суворова, и на лике благоверного князя Александра Невского. И всегда побеждали именно с этой улыбкой. А потом спасали, кормили и лечили поверженного врага. Недаром же гениальный Федор Тютчев написал:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…

  Словно через века прозрел Тютчев сияющую гагаринскую улыбку, скрепляющую любовью человеческое единство. И если бы меня сейчас спросили: «Что такое русская всеотзывчивость, о которой так много писал Достоевский?», я не стал бы ничего говорить, а просто показал фотографию Юрия Алексеевича Гагарина, сходящего по трапу самолета с улыбкой и с распростертыми крестообразно руками!

  P.S. Вчера я был в Доме писателя. Встретился с очень дорогими для меня людьми. Валерий Николаевич Ганичев рассказал о своей давней поездке вместе с Юрием Алексеевичем Гагариным к Михаилу Александровичу Шолохову, показал фотографии в шолоховском музее. Его поразила внимательность и воспитанность Юрия Алексеевича. Он не обошел вниманием ни одного, даже самого простого человека, из тех, кто обращался к нему. С каждым здоровался за руку и каждому говорил теплое слово.

  Валерий Николаевич рассказал очень яркую историю. Известно, что Юрий Алексеевич после своего посещения Троице-Сергиевой Лавры, на одном из официальных и массовых комсомольско-партийных мероприятий предложил восстановить Храм Христа Спасителя. У партийных чиновников отвисли челюсти. И один из них с испугом спросил Ганичева: «А на верху Гагарин получил разрешение говорить подобные вещи?». Валерий Николаевич поднял указательный палец над головой и торжественно произнес: «Получил на самом главном верху!». Чиновник ничего не понял, но успокоился.

  Дочь Валерия Николаевича, Марина Ганичева, поделилась впечатлениями своего детства. Она вспомнила, как однажды на отдыхе Юрий Алексеевич собрал всех детишек своих друзей, в том числе и Марину, посадил их в лодку, взял удочки, сам сел за весла, и все весело поплыли на рыбалку. Представляю радостную улыбку Юрия Алексеевича и ответные улыбки детей. Сколько в этом христианских символов – лодка, дети, ловля рыбы!

  А российским либералам, для которых туалетная бумага дороже Гагарина, я скажу так: если человек не признает Юрия Алексеевича Гагарина, то он не русский человек, и лучше бы ему из России мотать, подобру-поздорову, за бугор – к басурманам!

  Гагаринская улыбка – улыбка русского народа! Юрий Алексеевич – радость народа! Он – песня русской души! Вечная ему память! 

 

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России