Рассказ …

  Батюшка очень любит служить литургию в будние дни, особенно зимой. В московские зимние будние дни в храме необыкновенно уютно и тихо. К тому же в такие дни, как правило, не бывает диакона, поэтому никто не мешает батюшке устанавливать свой ритм службы. Батюшка приходит рано, неспеша совершает проскомидию, подробно поминая всех близких.

  Все-таки зимний мы народ. Все мы восхищаемся подвигом преп. Марии Египетской. Когда стоишь на краю раскаленной заиорданской пустыни, в которой подвизалась преподобная, то даже приблизительно не в состоянии представить, как она в течение многих лет смогла там выжить. И кажется, что более страшных условий для жизни человека быть не может.
  А как у нас? А у нас леса, в которых летом чудовищная мошка, клещи и тучи комаров, а зимой лютый холод, доходящий в иных местах до минус 40 - 50 градусов. В заиорданской пустыне + 50 гр., а у нас - 50 гр. - условия вполне сопоставимые. И наши русские святые жили в таких условиях в бескрайних лесах и совершали удивительные подвиги.
  Поскольку людей в храме в будни мало, батюшка произносит ектении и возгласы негромко и неспешно, вникая в каждое слово. К концу литургии на сердце устанавливаются умиротворение и тишина. В такие мгновения батюшке хочется обнять весь мир. После литургии батюшка, потребив Святые Дары и запив сладкой теплотой, любит спокойно посидеть в кресле минут 15 - 20, ни о чем не думая. В такие минуты наступает настоящее блаженство.
  В один из таких блаженных зимних дней батюшка после совершения литургии по обычаю сидел в кресле в алтаре, прикрыв глаза. Вдруг до его слуха с другой стороны царских врат донеслись какие-то резкие звуки и выкрики. Батюшка вышел из алтаря и увидел следующую картину. Группа из 15 - 20 человек принесла в храм гроб с покойником и требовала побыстрей начать отпевание. Работница за свечным ящиком пыталась объяснить им, что хор ушел обедать и придется подождать.
  - Да нам бистрээ надо, - настаивал женский голос с грузинским акцентом.
  - Батюшка! Разберитесь, пожалуйста, с ними, они меня слушать не желают, - взмолилась работница за свечным ящиком.
  Группа грузин, принесших тело умершей родственницы, стремительно переместилась к батюшке.
  - Нэ можем ми ждать, батюшка, - почти кричала пожилая полная, вся в черном, грузинка.
  - Почему не можете? - удивился батюшка.
  - Потому что нас на кладбище давно ждут, ми договорились, - нервно ответила пожилая грузинка.
  - А покойница крещеная? - вдруг по какому-то наитию спросил батюшка. Он сам удивился своему вопросу.
  - Да крэщеная, конэчно крэщеная, как нэкрэщеная, - быстро залепетала полная грузинка.
  Глаза у нее забегали, а другие родственники растерянно замолчали. Батюшка почувствовал неладное и повторил свой вопрос.
  - Батюшка, почему ви нам нэ вэрите, ми жаловаца будэм! Патриарху напишэм!
  В эту минуту батюшка ощутил, что от блаженства не осталось и следа, зато наступило неприятное беспокойство, отозвавшееся холодком в районе копчика.
  - Ну вот, попал! - подумал батюшка.
  У многих прихожан мода пошла, чуть что не так, сразу пишут письма «наверх» и ни кому-нибудь, а самому Святейшему Патриарху, чего там мелочиться. Сталинское время ругают за доносительство, а сами-то, зачастую, чем лучше?!
  Батюшка понимал, что ему лгут, понимал, что покойница некрещеная. Превозмогая волнение и страх он сказал, что не будет отпевать до тех пор, пока другие родственники не подтвердят факт крещения покойной. Но те угрюмо молчали, отводя глаза в сторону.
  - Значит остальные родственники не подтверждают факт крещения покойной? - спросил батюшка, ощутив, что чаша весов склоняется в его пользу.
  Но в этот момент родственникам пришла помощь с самой неожиданной для батюшки стороны.
  - Да не может быть грузин некрещеным, - торжественно и громко заявила регент церковного хора, вернувшегося с обеда и заставшего часть разговора.
  - У меня у самой муж грузин, и я это точно знаю, - возбужденно продолжала она.
  Как тут не вспомнить слова апостола Павла о молчании женщин в храме?! А еще батюшка вспомнил поучительный случай, произошедший с ним около года назад. Подошла к нему в храме сиделка умирающей бабушки и попросила эту бабушку покрестить. Батюшка задал обычные в подобных случаях вопросы: в сознании ли бабушка, изъявляет ли она сама лично желание креститься? Получив утвердительные ответы, батюшка взял все необходимое и пришел по указанному адресу. А бабушка оказалась непростая. Бабушка оказалась дочерью одного известного советского руководителя грузинского происхождения.
  Батюшка вошел в комнату умирающей. На кровати лежала худенькая бабуля с характерным крупным носом и черными острыми внимательными глазами. Вероятно в молодости она была очень красива. Батюшка, разложив все необходимое и облачившись, еще раз спросил, хочет ли она креститься. И тут произошло неожиданное. Старая грузинка, вынув из-под одеяла исхудавшую руку, вельможным жестом показала батюшке на дверь и басовито изрекла: «Пошел вон!» Батюшка подумал, что она могла что-нибудь недослышать и снова повторил вопрос.
  - Я не глухая! Ты что не понял? Я не хочу креститься! Пошел вон! - угрожающе произнесла умирающая.
  И батюшке ничего не оставалось, как уйти.
  Да не подумают некоторые, что автор этих строк хочет бросить тень на великий древний православный грузинский народ. Ни в коем случае. У автора этих строк есть близкие друзья и даже духовные чада из грузин, люди глубокой веры, истинного благочестия и высокой культуры. А один из величайших представителей грузинского народа победил в самой страшной войне и спас Россию от гибели. Автор этих строк хочет подчеркнуть, что в любом роде и племени есть разные люди, и подобные истории происходили и происходят с представителями самых разных народов.
  Но вернемся к словам регента хора. Как только полная грузинка услышала эти слова, она как-то вся подобралась, глаза у нее перестали бегать, и она громко начала требовать от батюшки совершить отпевание.
  - Ви слышали, что вам сказали, грузин нэ можэт бить нэкрэщеным, дэлайте, что положено, нэ портите нам нэрвы, - ультимативно настаивала она.
  Батюшка растерялся. Он ясно видел, что ему лгут, лгут нагло и даже издевательски.
  - Но ведь лгут не мне, лгут Богу, - подумал батюшка. Он взмолился: «Господи! Не знаю, что мне делать, что мне им сказать?!»
  И вдруг батюшка, совершенно неожиданно для себя, и как бы не совсем сам, произносит следующие слова, обращаясь непосредственно к торжествующей грузинке: «Хорошо, я отпою вашу родственницу. Но предупреждаю, что если ты солгала, то завтра ляжешь рядом с ней!» С этими словами батюшка решительно направился к царским вратам, с ужасом думая о словах, которые только что произнес. Вдруг за его спиной раздался хриплый крик: «А-а-а». Кричала полная грузинка. Она подбежала к батюшке, который уже стоял на солее перед царскими вратами, упала на колени перед ним и запричитала: «Прости, отэц, солгала я, нэкрэщеная она, я не хочу умирать, прости, отэц!»
  - Вон отсюда! - властно произнес батюшка.
  И группа родственников, подхватив свой гроб, с удивительной скоростью выбежала из храма.

  Священник  Александр  Шумский.