На мой взгляд, в нашу историю Смутное время врывалось трижды: на рубеже XVI-XVII, XIX-XX и XX-XXI веков. Смута всегда захватывала Россию именно на стыке столетий, в конце одного и начале следующего. Я полагаю, что это не случайно.

  В конце каждого столетия, как правило, происходит глубокая переоценка ценностей предыдущей эпохи, что, кстати, характерно не только для отечественной истории. Это первый урок смуты.

   Следует отличать смуту от кризиса. Кризис может быть политическим, экономическим, культурным и т.д. Смута же тотальна, она проникает во все поры общества, ни одна его клетка не остается неповрежденной. Поражается государственность, экономика, церковь, армия... Смута — это сокрушительный удар по всему духовно-нравственному организму народа и, одновременно, по каждому отдельному человеку. Происходит как бы тяжелейший эпилептический припадок общества, после которого оно может и не выжить. Таким образом, тотальность Смуты — ее второй урок.

  Третий урок заключается в том, что Смута всегда подогревается, а во многом и инспирируется латинским и протестантским Западом. Как только в нашем Отечестве начинается какое-нибудь крупное нестроение, Запад, пользуясь случаем, пытается уничтожить Россию до основания, сжечь ее до тла. В ход пускались и пускаются все средства: наглая ложь, двойной стандарт, клевета, шантаж, запугивание, духовная экспансия, а потом — обязательно — вооруженное вторжение. Вспомним слова священномученика Ермогена, обращенные к тогдашней ударной силе Запада против Руси — польским захватчикам: «...наша Русь Святая была свободна и могущественна, пока вы не протянули к ней алчные руки ваши. Обманом, насилием и лестью захватили теперь вы Русь, невзирая на проклятия миллионов русских людей. Ложь, хитрость, измена — вот орудия ваши». Только в период Смуты можно в полной мере ощутить степень ненависти Запада к России. Она настолько велика, что в нее подчас трудно поверить. Здесь уместно будет процитировать стихотворение Ф.И.Тютчева о трагедии поражения России в Крымской войне:

Ложь воплотилася в булат
Каким-то Божьим попущеньем.
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем.

Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

  Четвертый урок Смуты - болезнь самозванства. В начале XVII века мы имеет дело с ее классической, если так можно выразиться, формой — в лице Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и т.д. На рубеже XIX— XX столетий самозванство выразилось в оболгании и шельмовании Богом данной Самодержавной власти либеральными демократами и в замене ее бесчинным, беззаконным, самозванным февральским сборищем. Из слабых либеральных рук бразды правления затем вырвали жестокие большевики (в большинстве своем самозванцы, носившие чужие имена), завершившие беззаконие цареубийством. И в наши дни черты самозванства легко узнаваемы. Взять, к примеру, возню нынешних либералов-демократов вокруг так называемых «царских останков» или попытку навязать России в качестве законного наследника Романовых некоего Гогу.

  Пятый урок: Смута на Руси всегда начиналась в момент кризиса идеологии. Как заметил известный филолог и мыслитель Н.С.Трубецкой: Россия — страна идеократическая, она не может жить без руководящей идеи. При разрушении последней, у русского человека наступает растерянность, утрачиваются внутренние ориентиры и отсюда — «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Под идеологией я понимаю не сумму отвлеченных правил, написанных на бумаге. Идеология — это не немецкая железнодорожная инструкция, а совокупность идеалов, которые произрастают из народного сердца и соединяют людей общей целью, общим смыслом. Идеологию нельзя выдумать — она мистична, она незаметно овладевает людьми и так же незаметно исчезает. И с ее исчезновением начинается Смута. Выход из Смуты возможен лишь тогда, когда идеология вновь обретается. Русские люди к 1613 году поняли, что своеволие привело их к краю могилы, они стали молить Бога, чтобы Он даровал им Царя-отца, и были услышаны. Какой урок нам, живущим сегодня!

  Шестой урок Смуты парадоксален, на первый взгляд. Благодаря ей, в конечном итоге, в обществе наступает состояние полной политической и духовной определенности. Становится окончательно ясно: кто предатель, а кто патриот, кто чужой, а кто свой. Все поляризуется до предела. С одной стороны священномученик Ермоген, с другой — ничтожество Игнатий, с одной стороны Скопин-Шуйский, Минин и Пожарский, с другой — Болотников, Салтыков, Тюфякин. На мой взгляд, наша сегодняшняя Смута подходит к концу. Очень скоро все разойдутся по своим позициям. Уже никто не сможет усидеть на двух стульях. Мы вступаем в фазу решительной битвы, битвы за Россию, в полном смысле этого слова. И бояться нам нечего. В Первопрестольном граде и других городах России пролита невинная кровь. Но горем нас не запугаешь! Как говорил Ф.М.Достоевский, — сильны не те, кто кровь проливает, а те, чью кровь проливают. Наконец вышла из оцепенения наша армия. Русский солдат уже держит за горло ичкерийского волка. И не надо нам бояться Запада. Он сейчас слаб как никогда, слаб морально. Западные гуманисты готовы за свои идеалы убивать, но не готовы за них умирать. А у нас есть Женя Родионов — русский православный солдат, отказавшийся снять с себя крест и принявший мученическую кончину. Напрасно Олбрайт, Бжезинский и им подобные надеются, что ракеты, лазерные прицелы и вакуумные бомбы позволят им одержать победу. В конце концов, все решится в очном поединке, в чистом поле, где сойдутся генерал Шаманов с генералом Кларком, наши братишки-морпехи с ковбоями из Техаса, рядовой Теркин с рядовым Райаном. И вот тогда посмотрим! Как говорил тот же Теркин:

Не зарвемся, так прорвемся
Будем живы — не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.

  Нашим внешим и внутренним врагам стоит прислушаться к словам священномученика Ермогена: «Но близок день, когда придется вам собрать кровавую жатву с посеянных вами семян. Прямо и открыто проклинаю я ваше господство...» Но чтобы пришел этот долгожданный день, мы должны непоколебимо стоять в Православной вере, быть верными Матери-Церкви, хранить чистоту православного русского сердца. Пусть нашим девизом будут слова замечательного русского поэта Николая Рубцова:

До конца,
До тихого креста,
Пусть душа
Останется чиста.

  Вот-вот вспыхнет ярким пламенем свеча русского духа и, на удивление всему миру, рассеет липкий бесовский туман, окутывающий Родину.

  Россия, помни тютчевский наказ:

О, в этом испытанье строгом,
В последней роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом.

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Комментарии

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?