«Это ожидание чуда — точно в крови у всего русского народа. ... Подите вы к мужику с математикой, с машиной, с политической экономией, с медициной… он не поверит от вас ничему, что просто и понятно. Он убивал докторов в оспенные и холерные эпидемии, устраивал картофельные бунты, бил кольями землемеров. ... Но шепните ему, только шепните на ухо одно словечко: «золотая грамота!», или: «антихрист!», или: «объявился!» — ... и он тотчас же выдергивает стяг из прясел и готов идти на самую верную смерть. Вы его увлечете в любую, самую глупую, самую смешную, самую отвратительную и кровавую секту, и он пойдет за вами. Это чудо!»
Куприн А. И., Мелюзга, 1907
После своей последней статьи «"Бабий бунт" Маши Шукшиной» я не планировал высказываться на тему «романовского раскола». Но, к сожалению, придётся продолжить: жизнь вносит свои коррективы. И с тревогой приходится констатировать, что преступная раскольничья позиция бывшего схиигумена Романова укрепляется. Численность его сторонников пока сравнительно невелика, но тенденция к росту количества его адептов – налицо. Чтобы убедиться в этом, достаточно повнимательнее всмотреться в интернет-материалы, посвящённые Сергию Романову. Вслед за Марией Шукшиной в среднеуральский монастырь пожаловал известный радикальный националист, бывший полковник ГРУ Владимир Квачков. Этот факт не вызвал у меня ни малейшего удивления: подобное, как мы знаем, всегда тянется к подобному, так что удивляться следовало бы, если бы полковник Квачков не встретился с Сергием Романовым. У них совершенно одинаковая психология – психология революционеров-террористов. Таких, как Квачков и Романов, я называю «православными» нигилистами. В чём отличие «классического» нигилиста конца XIX века от современного «православного»? – В том, что первый говорил: «Если Бога нет, то всё позволено», а второй говорит: «Если Бог есть, то всё позволено». Второй тип нигилиста более опасен, поскольку маскируется под православного. Цель «православного» нигилизма в своё время чётко определил в газете «Завтра» православный радикал Руслан Бычков: «Нам необходим православно осмысленный беспощадный русский бунт». Вся деятельность отставника ГРУ Квачкова осуществлялась и продолжает осуществляться под этим девизом, так же, как и деятельность бывшего схиигумена Сергия Романова. Они оба призывали и продолжают призывать к «православной» революции.
В своё время Владимир Квачков намеревался создать партизанские отряды для борьбы с российской верховной властью. Это и понятно. Как бывший офицер ГРУ, который обучался диверсионному делу – пускать под откос поезда, взрывать различные объекты, устранять тех или иных представителей оккупационной власти, он и всю окружающую действительность рассматривал и рассматривает исключительно через призму диверсанта, по-другому он просто не может. Поэтому он определил государственную власть в России как «оккупационный путинский режим», со всеми вытекающими для этого режима последствиями. При этом я ни в коем случае не хочу бросить тень на других офицеров ГРУ и вообще спецподразделений. У меня есть друзья из их числа, и они взглядов Квачкова не разделяют. Экс-офицер ГРУ Владимир Квачков отбывал срок по обвинению в подготовке вооружённого мятежа в России и действиях, направленных на возбуждение ненависти и вражды. В свою очередь, бывший схиигумен Сергий Романов с 1986 по 1997 годы отбывал срок за убийство при разбое с отягчающими обстоятельствами, а также за хищение госимущества. Революция и уголовщина всегда находили друг друга и шли рука об руку. Об этом красноречиво свидетельствуют революционные события 1905 и 1917 годов. И конечно, символично, что два сидельца – революционер-нигилист Квачков, прикидывающийся православным, и уголовник Романов, «косящий» под схимника, наконец-то встретились. Воистину, – как говорил Екклесиаст, – нет ничего нового под солнцем». Романов при встрече назвал Квачкова «дорогим Владимиром Васильевичем» и благословил его на «ратный подвиг», то есть, на революцию. В свою очередь, Квачков сказал: «В России есть патриарх Гермоген – это схиигумен Сергий». Далее Владимир Васильевич заявил: «Я призываю к восстанию духа, которое позволит нам во всех городах, во всех гарнизонах России приступить к созданию воинства Христова… Я думаю, что незначительные, малые отряды воинства Христова (т.е. партизанские диверсионные группы – А.Ш.) должны быть готовы… Поэтому нам нужно быть готовыми, создать единицы – люди, приходы, общины, которые будут готовы с началом событий восстать за Веру и Отечество!». Безусловно, отец Сергий является лидером восстания против существующей ситуации. Экс-офицер ГРУ Квачков также заявляет, что вместо Путина отец Сергий «в два дня наведёт порядок в стране». Здесь невольно задумываешься – а не совершает ли нынешняя государственная власть, выпускающая на свободу таких, как Квачков, ту же роковую ошибку, которую совершила власть дореволюционная, удивительно мягко наказывавшая тех, кто впоследствии, в 1917 году, её опрокинул?
Тему о «православном» нигилизме я начал поднимать уже давно, с самого начала нынешнего столетия. Назову некоторые из моих статей по этой проблеме (может быть, читателю будет интересно с ними ознакомиться): «Гексоген вырождения» (2003г.); «Русский выбор: Кровь или кровь?» (2007г.); «Постмодерн справа и слева» (2010г.); «Жрец красного постмодерна» (2012г.); «Антигосударственность русского монархизма» (2015г.); «"Детская болезнь левизны" в Православии» (2016г.); «Осторожно, "церковный" нигилизм!» (2017г.) и другие. О позиции же Владимира Квачкова мне не раз приходилось говорить в эфирах радиостанции «Радонеж».
В моей статье «Русский выбор: Кровь или кровь?» я рассказываю об одном трагическом событии, которое произошло 10 апреля 1999 года в провинциальном городке Вышний Волочёк в Тверской области. Накануне Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу, когда Церковь поёт «Да молчит всякая плоть человеча», когда весь мир замирает в ожидании величайшего События, двое вооружённых мужчин вошли в РОВД города и расстреляли дежуривших там сотрудников. Трое были убиты, а четвёртый был тяжело ранен и остался на всю жизнь инвалидом. Убийцами оказались члены так называемого «опричного братства» Александр Сысоев и Евгений Харламов. Оба считали себя православными, исправно посещали храм Божий, постились, исповедовались и причащались. В ходе следствия выяснилось, что новоявленные нечаевы убили милиционеров для того, чтобы завладеть их оружием. Далее они планировали сформировать т.н. «опричный полк», мобилизовать местное население и начать «крестовый поход» на Москву. Целью грядущей революции было установление в России православной самодержавной власти. После выхода из длительного лечения в психбольнице (его признали невменяемым, и есть мнение, что кто-то его тем самым умышленно спас от пожизненного заключения) Сысоев сказал: «Совесть моя чиста, своими испытаниями горжусь и от них не отрекаюсь». И чем же позиция и психология Квачкова и Романова отличается от позиции и психологии таких, как Сысоев и Харламов? Ответ один: ничем. Но если безумный поступок Харламова и Сысоева не воспламенил определённой части православного народа (ещё не пришло время), то действия и призывы Романова и Квачкова вызывают сочувствие уже у весьма значительной части людей, считающих себя православными и церковными (в том числе у достаточно большой части семинаристов и части священников). В моей статье «Схи-большевик из уральского монастыря» я написал о позиции известного православного публициста Константина Душенова, который, несмотря на все свои оговорки, поддерживает бывшего схиигумена Сергия Романова. Не говоря уже об актрисе Марии Шукшиной, выступление которой в среднеуральском монастыре я разбирал в моей последней статье «"Бабий бунт" Маши Шукшиной».
А совсем недавно на РНЛ появилась статья известной православной журналистки Марии Мономеновой «Не спешите вешать ярлыки» (имеются в виду «ярлыки» бывшему схиигумену). В своей статье тёзка Марии Шукшиной довольно мягко пожурила актрису за её фильм об отце Сергии Романове. Но главная мысль статьи – следующая: может быть, бывший схиигумен и впал в прелесть, но лишь оттого, что очень любит Россию, в отличие от официального духовенства, которое озабочено лишь своими карьерными успехами. По поводу прелести следует заметить, что это ещё вопрос: действительно ли бывший схиигумен впал в прелесть или же он сознательно манипулирует своим окружением, играя на православно-нигилистических струнках «православного электората» и раздувая «Мировой пожар в крови — Господи, благослови!» по Блоку? Так же комплиментарно на портале РНЛ высказывался о бунтовщике Сергии Романове его однофамилец с Дальнего Востока Игорь Романов. И конечно, нельзя обойти вниманием оценку, данную Сергию Романову бывшим протоиереем Владимиром Головиным, ныне изверженным из сана. Бывший протоиерей Владимир – личность не менее известная и одиозная, чем бывший схиигумен Сергий. По своей сути они очень похожи, несмотря на все внешние различия. Отец Сергий предстаёт этаким брутальным мужиком с жёстким мрачным профилем, мечет молнии и проклятия в адрес своих оппонентов. У Николая Лескова есть такое произведение «Леди Макбет Мценского уезда». А Сергия Романова вполне можно было бы назвать «Савонарола Среднего Урала». Головин же внешне противоположен Романову, он изображает из себя смиренного батюшку. В отличие от Сергия, он неплохо смиреннословит, сладко улыбается и т.п. Но по сути своей Головин – такой же бунтовщик, как и Романов, может быть, даже и ещё более опасный. Употребляя расхожее выражение, они похожи, соответственно, на «доброго» и «злого» следователей. Но цель у них – общая: раскачать церковный корабль и устроить большую смуту. Головин дал пространное интервью о Сергии Романове. Оно очень хитро построено. Сначала журналист цитирует письмо некой женщины, которая якобы пишет, что всё, что говорит Сергий Романов, ей – по сердцу. В ответ Владимир Головин начинает журить Романова за то, что тот проклинает своих противников (противники – это российская верховная власть и священноначалие Русской Православной Церкви). Но затем Головин переходит к похваливанию и подбадриванию Романова, называя его «искренним отцом», и при этом тут же добавляет, что в официальной Церкви нет ни «искренности», ни «отцовства». То есть, Сергия Романова и себя-родимого он противопоставляет официальной Церкви, «голова» которой, по его мнению, уже полностью «сгнила». Он заявляет: надо, чтобы Церковь очистилась и была бы Невестой Христовой, а не вавилонской блудницей. В качестве главных «чистильщиков» Церкви Головин, конечно, мнит себя вместе с бывшим схиигуменом Сергием. Особенно хочу подчеркнуть, что Головин обвиняет всю официальную Церковь целиком, прежде всего – священноначалие. И делает он это явно умышленно, чтобы подчеркнуть свою собственную «чистоту» и «непогрешимость». Такая позиция типична для раскольничьего сознания. Сергия Романова и самого себя Головин прямо противопоставляет всему епископату. Он заявляет, что митрополиты убивают в народе веру в Бога, и поэтому такие как отец Сергий вынуждены брать на себя миссию народных вождей. То есть, они – мученики и страдальцы. На человека недостаточно воцерковлённого речи Головина способны произвести немалое впечатление. Так что тандем «Романов – Головин» уже почти сложился. Единственное, что может помешать его окончательному оформлению – так это личные амбиции, свойственные всем раскольникам, – а кто же, всё-таки, будет самым главным духовным вождём раскола? Головин угрожает церковной и государственной властям утверждением, что Романов (а соответственно – и сам Головин) – это только начало, дальше таких, как они, будет появляться всё больше. Учитывая, с какой скоростью и в каком объёме в нынешних СМИ происходит очернение и всяческое поношение Церкви и государства, предсказание Головина не выглядит пустым.
В этой связи мне хотелось бы обратить внимание читателей на один весьма курьёзный, даже комический сюжет. Речь идёт о шамане из Якутии Александре Габышеве, называющем себя «шаманом-воином». Этим летом Габышев собирается повторить свой «поход на Москву» для «изгнания Путина» (первый поход не удался: его задержали). При этом шаман гарантирует: «ни один волос не упадёт, ни одна капля крови у Путина не прольётся». Габышев призывает Владимира Путина: «Уходи, Владимир Владимирович. Добровольно. Эта отставка будет благом для России, для Якутии и для всего мира… Никакой суд земной не должен Вас судить. Я за этим прослежу обязательно. Вас будет судить сам Бог, Небесный Суд». Шаман называет Путина «демоном и антихристом». Но ведь, по сути, того же самого требуют от Путина и Романов с Квачковым. Бывший схиигумен требует от патриарха и президента сложить свои полномочия и отдать их ему, Романову. Путина он, вторя шаману, также называет то Антихристом, то предтечей Антихриста. А Квачков просто объявил Сергия Романова «новым патриархом Гермогеном», а также заявил, что если Путин отдаст свои полномочия Романову, то последний «наведёт порядок в России в два дня». Скоро шаман Габышев дойдет до Среднеуральска - путь его на Москву лежит через Урал, - и возникает вопрос, не сольются ли в экстазе и походе на Кремль оба шамана, изгоняющие и одновременно подкрамливающие духов? А через некоторое время, уже в Татарстане, не присоединится ли к ним и третий шаман по фамилии Головин? Вы скажете, что всё это – абсурд, паранойя и бред сумасшедших и что никто за такими придурками не пойдёт. – Тогда вспомните, что творилось в сознании и аристократии и простого народа перед революцией 1917 года, сколько тогда повылезало всевозможных кликуш, авантюристов, самозванцев! И они имели большой успех у значительной части российского общества, они расшатывали традиционную Веру и государственную власть и, конечно, облегчили профессиональным революционерам задачу по опрокидыванию Империи. И сегодня уголовник, кликуша, авантюрист и самозванец, объявляющий себя одновременно патриархом и царём, приямо угрожает Президенту: «Хабаровск вам первая ласточка. А ласточки по всей России живут и даже летают над Кремлём». Речь, как догадывается читатель, идёт о снятии Владимиром Путиным с поста губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и о массовых митингах в его защиту жителей Хабаровска, главным лозунгом которых был лозунг «Москва, уходи!». И последняя новость: бывший схиигумен Сергий призвал всех россиян 1-го августа принять участие в массовых акциях протеста против существующей системы.
P.S.: В заключение я хочу привести слова писателя Аркадия Аверченко, сказанные им ещё в 1921 году. Они в высшей степени актуальны и в наши дни. Может быть, кто-то из тех, кто симпатизирует романовым, квачковым и им подобным, задумается… Вот эти слова:
«Все новое, революционное, по-большевистски радикальное строительство жизни, все разрушение старого, якобы отжившего, – ведь это же "веселая кухня"! Вот тебе на полках расставлен старый суд, старые финансы, церковь, искусство, пресса, театр, народное просвещение – какая пышная выставка!
И вот подходит к барьеру дурак, выбирает из корзины в левую руку побольше деревянных шаров, берет в правую один шар, вот размахнулся – трах! Вдребезги правосудие. Трах! – в кусочки финансы.
Бац! – и уже нет искусства, и только остается на месте какой-то жалкий покосившийся пролеткультский огрызок.
А дурак уже разгорячился, уже пришел в азарт – благо шаров в руках много – и вот летит с полки разбитая церковь, трещит народное просвещение, гудит и стонет торговля. Любо дураку, а кругом собрались, столпились посторонние зрители – французы, англичане, немцы – и только, знай, посмеиваются над веселым дураком, а немец еще и подзуживает:
- Ай, ловкий! Ну, и голова же! А ну, шваркни еще по университету. А долбани-ка в промышленность!..
Горяч русский дурак – ох, как горяч... Что толку с того, что потом, когда очухается он от веселого азарта, долго и тупо будет плакать свинцовыми слезами и над разбитой церковью, и над сокрушенными вдребезги финансами, и над мертвой уже наукой, зато теперь все смотрят на дурака! Зато теперь он – центр веселого внимания, этот самый дурак, которого прежде и не замечал никто» (А. Аверченко, рассказ «Дюжина ножей в спину революции»).
Итак, в центре всеобщего «весёлого внимания» всё больше оказываются такие как Романов, Головин, Квачков, Маша Шукшина, Габышев и другие. Формируется пока ещё только мутный ручей, но ведь он может превратиться в широкую реку новой русской Смуты, подобной той, которая была некогда произведена в Московском Царстве при активнейшем участии дьяка Чудова монастыря Гришки Отрепьева – самозванца, выдававшего себя за убиенного царевича Димитрия. И задача всех здравомыслящих, рассудительных православных, которых – я уверен – больше, чем дураков, – не допустить, чтобы самозваное «отрепьевское православие» окончательно обрушило Россию.