Священник Александр Шумский о поэте и композиторе Викторе Цое к 20-летию со дня его гибели …
Один, ныне покойный православный филолог, говоря о поэзии Николая Рубцова, обращал больше внимания не на стихи поэта, а на его «неправильную» жизнь, - дескать, пил много и т.д. и т.п. То же самое он говорил и о Владимире Высоцком. Слава Богу, Вадим Кожинов тогда возразил. «Вы представьте себе, - сказал Кожинов, - что в трюме корабля, куда не проникает солнечный свет, среди слизняков и мокриц выросла, вопреки всему, прекрасная роза. Разве это не чудо?» Вот таким чудом-цветком и был Николай Рубцов.
Разве нельзя сказать то же самое и о Викторе Цое? Этом удивительном молодом человеке, который также вопреки всему, нашел очень важные слова для всей российской молодежи в один из самых сложных и смутных моментов нашей истории? У него, казалось бы, не было богатой культурной генетики. Его отец и мать – простые, некнижные люди. Он не имел возможности получить приличное образование. Среда, в которой он вращался, также, мягко говоря, не располагала к углубленной осмысленной жизни. И, тем не менее, хорошо заметно, что Виктор Цой всецело поглощен размышлениями над смыслом жизни. Вполне можно сказать, что песни Цоя носят религиозный характер, и это очень ценно.
Конечно, эти песни не назовешь однозначно христианскими, но в них нет и ничего антихристианского. Здесь ценен сам религиозный поиск, который потом помог многим из молодых обрести Христа. В ту смутную пору Виктор был единственным человеком, способным привлечь внимание молодежи к вечным ценностям: благородству, мужеству, доблести, верности, жертвенности. Во многом он продолжил линию Владимира Высоцкого. И очень важно, что он противостоял западному деструктивному року, тому же Майклу Джексону. Можно, конечно, со снобизмом говорить о недостатках и несовершенстве его поэзии. Но не лучше ли обратить внимание на то, что в нем жила настоящая поэтическая стихия, которая дороже любого профессионализма. Профессионализм – дело наживное, а вот поэтическая стихия – она либо есть, либо ее нет.
В момент чудовищных искушений, которые обрушились на молодежь в смутное перестроечное время, Цой подставил ей свое мужественное плечо. «Весь мир идет на меня войной», - пел Виктор Цой. И он бросил вызов тьме и злу, которые обрушились на нашу землю. Посмотрите, сколько в нем эпичности, степного размаха, простора.
Он ждал апреля, который придет и разгонит тучи. В этом ожидании весны ощущается неосознанная пасхальная интонация. Это очень важно.
Еще хочется подчеркнуть: он объединяет поколения. Вчера мы всей семьей смотрели его последний концерт в Олимпийском. Все песни были прекрасны.
Виктор Цой искал потерянный Рай. Вот поэтому его до сих пор любят и будут любить всегда.
Иерей Александр Шумский.