Священник Александр Шумский о подлинном и фальшивом патриотизме …


  В четверг 1 октября 2015 года в Москве в Союзе писателей России состоялось представление книги «Правая Россия».

  С этой замечательной книгой я познакомился заранее. За месяц до презентации мне подарил ее главный составитель Анатолий Дмитриевич Степанов.

  Обращает на себя внимание подзаголовок книги «Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века». В этом подзаголовке обозначена главная идея книги – показать, прежде всего, судьбы и поступки наиболее выдающихся людей, принадлежавших к группе православных традиционалистов, которых принято называть черносотенцами. Идея верная, потому что именно через поступки людей, через описание их жизни суть дела, зачастую, раскрывается глубже, чем при чтении тех или иных авторских текстов. Можно написать очень хороший правильный текст - статью или книгу, но в нужный момент струсить и не совершить правильного поступка, и в один миг все потерять и все погубить. Или, что еще хуже, совершить неправильный поступок и тоже все потерять и все погубить.

  И сегодня, накануне судьбоносных всемирных катастрофических перемен, следует особенно глубоко задуматься о значении поступка, который каждому из нас вскоре придется совершить. И, главное, задуматься об ответственности, которая при этом ляжет на нас.

  Из всех героев книги «Правая Россия» я выделил бы двоих, которые, по моему мнению, ярче остальных представляют трагическую оппозицию, сложившуюся в черносотенном движении перед Февральской революцией 1917 года. И глубоко символично, что один из этой оппозиции был священником, а второй – политиком. Первый совершил высокий поступок, до конца оставшись верноподданным, а второй совершил чудовищный поступок, предав Царя и Отечество. Первый олицетворяет собой все высокое и светлое в правом движении, второй – все низкое и темное. Речь, как догадывается читатель, идет о священномученике протоиерее Иоанне Восторгове и правом политике Владимире Пуришкевиче.

  Протоиерей Иоанн Восторгов увенчал свою жизнь высочайшим жертвенным подвигом, приняв мученическую смерть, а политик Владимир Пуришкевич запятнал себя человекоубийством и бесславно скончался от сыпного тифа. Протоиерей Иоанн Восторгов олицетворяет собой подлинный патриотизм, политик Владимир Пуришкевич – фальшивый! По большому счету, Пуришкевича не следовало бы отпевать. Ведь он не только не принес покаяния перед смертью, но, более того, если бы не тиф, попытался бы совершить еще одно убийство, вслед за убийством Григория Распутина. Бесноватый Пуришкевич опозорил черносотенное движение, ангельский Восторгов спас его честь.

  Но, как говорит Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, - и нет ничего нового под солнцем». И ныне в России начала ХХI века мы обнаруживаем очень много совпадений – и духовно-нравственных, и политических, и идеологических, и типологических, и ситуационных – с Россией начала ХХ столетия.

  И сегодня в нашем правом движении, в черносотенстве ХХI века, есть люди, мыслящие в духе протоиерея Иоанна Восторгова и люди, мыслящие в духе Владимира Пуришкевича. Мне трудно сказать, кого в современном правом движении больше. Я надеюсь, что сторонников Иоанна Восторгова. Но объективное соотношение тех и других может показать только время, только грядущие события.

  Тем не менее, основания для тревоги есть, что подтверждается и недавней презентацией книги «Правая Россиия».

  После докладов составителей и авторов книги Анатолия Степанова и Андрея Иванова началось обсуждение. В частности, предоставили слово и мне. Позволю себе целиком привести свою небольшую речь: «Дорогие братья и сестры! Мы сегодня обсуждаем замечательную, изумительную книгу «Правая Россия», книгу очень нужную и своевременную. Книга эта, по слову Михаила Бахтина, незавершенная, имеющая проекцию в наше ближайшее будущее. Мы – наследники православных традиционалистов начала прошлого века. Мы тоже считаем себя черносотенцами. И нам сейчас очень важно глубоко осмыслить жизнь и деятельность черносотенцев начала ХХ века. Самое главное – не повторить их роковых ошибок. К сожалению, значительная часть правых того времени не только не поддержала верховную императорскую власть в самую страшную и роковую для нее минуту, но, напротив, выступила против Царя, фактически соединившись с левым революционным движением. И вместе с левыми эта часть правых опрокинула Российскую Империю.

  Но ведь и сегодняшняя ситуация очень похожа на ту, которая сложилась сто лет назад. У нас есть лидер страны Президент Владимир Путин, который по многим признакам очень напоминает Царя. Психологически он так и воспринимается многими, и не только в России. Либералы его ненавидят. Это понятно. Но ведь и немало патриотов, считающих себя черносотенцами, также ненавидят Владимира Путина. И многие обвинения, выдвигаемые нынешними черносотенцами против нашего Президента, весьма схожи с теми, которые предъявляли Царю Николаю Второму патриоты того времени.

  Вот совсем свежие примеры. Владимир Путин произнес потрясающую речь в США в ООН. Но некоторые патриоты не видят в ней ничего особенного и не принимают ее. Россия начала оказывать военную помощь Сирии. И что же мы слышим от некоторых наших черносотенцев: «Зачем Путин влез в Сирию? Нас туда специально затягивают американцы. Надо было освобождать Донецк и Новороссию, идти на Киев, а не лезть в Сирию!».

  Интересно, что эти черносотенцы формально осуждают Пуришкевича и его сторонников за выступление против Царя. Но при этом не видят, что в отношении Путина они совершают ту же саму роковую ошибку. Совсем не хотят думать. Если мы еще раз наступим на те же грабли, то московский майдан нам обеспечен, тем более, что до 2017 года осталось совсем немного».

  После всех выступлений, как полагается, начался фуршет. И вот тут произошло самое интересное. Получился невольный и показательный эксперимент. Сначала ко мне подошла немолодая дама и, взяв благословение, изрекла: «Ваш Путин ФСБешник». Я ей ответил: «Мать, ступай с миром!». Но она продолжила: «А ваш Патриарх – кардинал!». Тут я вынужден был ей сказать: «Пошла вон отсюда!». Шипя что-то про себя, она ретировалась. Но на этом дело не закончилось. Подошел благообразный седобородый дядя и заявил: «А чем вам так понравилась речь Путина в ООН?». Я ответил: «А вы лучшую речь российских лидеров когда-нибудь слышали? Так выступал лишь Сталин после Великой Победы, но вы его, в силу возраста, слышать не могли». Он мне сказал: «А я с вами не согласен». Что можно было ответить на такую тупость? Еще Царь Соломон предупреждал о бессмысленности спора с глупцом. Поэтому я промолчал и отвернулся. Но не тут-то было. Сбоку стоял и слушал нас краснолицый парень, лет тридцати пяти. Глядя исподлобья, он отчеканил: «Ничего хорошего ваш Путин не сделал и не сказал, что вы так перед ним пресмыкаетесь?» «И даже воссоединение Крыма с Россией для вас не показатель?» - спросил я. «Нет, - ответил он, - Крым просто счастливая случайность. Путину просто повезло». На этом наш разговор и закончился. Скажи, читатель, можно ли хоть какими-нибудь доводами убедить этих...?

  Удостоверившись в бесполезности подобных разговоров, я предложил поднять бокалы за нашего национального лидера Владимира Путина и пропел ему «Многая лета». Могу засвидетельствовать, что примерно одна треть присутствовавших на фуршете отказалась выпить за здоровье нашего Президента.

  Но и на этом дело не закончилось. Когда мы с моим другом профессором Владимиром Николаевичем Воропаевым, крупнейшим специалистом по Гоголю, после окончания вечера ехали в троллейбусе к метро и мирно беседовали о Николае Васильевиче, из глубины троллейбусного салона раздался истеричный женский голос: «Ну ты, ФСБешник! Какие там у тебя пагоны!? Путинист несчастный, КГБешник!». И все в таком же духе. То ли это была та самая тетка, которая приставала ко мне на фуршете, то ли другая, я так и не понял. Владимир Николаевич Воропаев остроумно заметил: «Смотри отец, как начнешь о Гоголе говорить, тут же нечисть появляется». «Да, - ответил я, - не выносит нечисть имен праведников».

  Вот такая история приключилась на презентации книги «Правая Россия». Есть над чем нам глубоко задуматься.

  P.S. Сегодня одного лидера, подобного Пуришкевичу, в правых рядах нет, но маленьких пуришкевичей предостаточно. Стоит ли на них тратить силы? Убедить их в том, что они заблуждаются, совершенно невозможно, а нагадить эти ребята при совместной деятельности могут больше лошади. Так не лучше ли от них совсем отмеживаться?! Пойдем к нашей победе, обращаясь с молитвами к священномученику Иоанну Восторгову. Пуришкевич и Восторгов несовместимы!

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?