Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангельское чтение о расслабленном хорошо известно церковным людям, так как часть его постоянно читается на водосвятных молебнах. Но давайте, братья и сестры, еще раз вникнем в смысл евангельских слов. Перед нами одно из великих чудес, совершенных Иисусом Христом в период Его земного служения. Ведь человек, которого Он исцелил, был парализован в продолжении 38 лет! Для чего Господь совершает это чудо? Во-первых,
Им движет любовь к этому несчастному, который уже множество раз пытался оказаться в воде Овчей купели в тот момент, когда Ангел приводил ее в возмущение. А только в этот момент вода приобретала целительные свойства. Во-вторых, в совершении этого чуда Спаситель являет Свою Божественную природу. Ведь Он Сам, не призывая на помощь ангельские силы и независимо от воды, совершает чудо исцеления, показывая тем самым, что Он выше сил бесплотных и всех законов природы.
Следует обратить внимание на то, что исцеленный был действительно очень несчастен. Кроме болезни, он страдал еще от полного равнодушия окружающих людей, своих соплеменников. Поразительно, что за 38 лет не нашлось ни одного человека, который помог бы ему оказаться в купели в нужный момент. Это еще одно доказательство того, что мир перед приходом Спасителя впал в состояние окамененного нечувствия. Каждый думал только о себе. Почти все находились в состоянии нравственного паралича. Один страдает от расслабления тела, другие – от расслабления нравственного чувства. Люди не имели сил для сострадания.
Важно обратить внимание на вопрос, который задает Иисус Христос больному перед тем как исцелить его: «Хочешь ли быть здоров?». Казалось бы, что здесь выяснять? Разве может больной не иметь желания стать здоровым? Здесь мы видим удивительную деликатность Спасителя, Его уважение к личности, к ее свободе выбора, к ее свободной воле. Святые отцы говорят: «Бог нас без нас не спасет», т.е. без нашего соучастия. Кроме того, и это самое важное, в данном вопросе Спасителя речь идет, собственно, не столько о физическом здоровье расслабленного, сколько о его духовно-нравственном здоровье. Ведь все наши болезни – следствия наших грехов. Господь – не маг и не экстрасенс, которые озабочены только внешним эффектом физического выздоровления, чтобы поработить человека себе и напитать свою гордыню. Спаситель хочет целостного восстановления, обновления, преображения свободной личности. Но для этого требуется свободное согласие человека. А мы знаем, что есть люди, которые не хотят быть духовно здоровыми и, даже больше, ненавидят такое здоровье.
Удивителен и ответ расслабленного на вопрос Спасителя, свидетельствующий о его глубоком терпении, смирении и уповании на милость Божию: «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». В этой связи, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли сердце сокрушенное от продолжительной немощи? Видишь ли, как обуздано было в нем всякое нетерпение? Он не высказывает никакой хулы, как слышим от многих в подобных обстоятельствах; не проклинает дня своего рождения; не оскорбляется таким вопросом».
Показательно также, что Иисус Христос исцеляет расслабленного в субботу. Он говорит больному: «Встань, возьми постель твою, и ходи». Эти слова вызвали возмущения в иудеях, потому что в субботу, в день покоя, по законническим правилам нельзя было ничего делать, в том числе и брать в руки постель. Здесь открывается, что Господь является Господином субботы, что Он выше всякой связанности, будь то законы природы или законы, созданные людьми. Также мы видим, до какой степени нравственного одичания и нравственной слепоты дошли вожди еврейского народа, законники и фарисеи, которых совершенно не впечатляет чудо исцеления расслабленного, но крайне возмущает малейшее нарушение самых ничтожных правил. Более того, они хотят убить Начальника жизни! Все это еще раз обнаруживает неприглядную духовно-нравственную картину мира того времени.
Потом Господь встречает исцеленного человека в храме и предупреждает его о том, чтобы он больше не грешил, иначе с ним может случиться еще большая беда. Это предупреждение Господа в высшей степени актуально для современного мира и для каждого из нас. Очевидно, что Овчая купель, этот Дом милосердия, есть образ грешного мира, в котором пребываем все мы и в который вошел Спаситель, чтобы спасти нас от вечной смерти.
Нам, братья и сестры, следует задуматься над тем, как мы относимся к Богу, как мы отвечаем на Его милосердие по отношению к нам. Не бывает ли так, что на милосердие и помощь Бога мы отвечаем полным параличным бесчувствием?! Я, как священник, могу привести множество подобных примеров. Вот один из последних. Приходит человек и говорит, что у него обнаружили опухоль мозга. Он, казалось бы, понимает, что эта болезнь тесно связана с его грехами. Он кается, причащается перед операцией. Операция проходит успешно. Человек полностью выздоравливает. И после этого забывает дорогу к храму. Таким людям следовало бы брать пример с евангельского расслабленного, который после своего исцеления идет не домой, не в компанию друзей, а направляется в храм, где его встречает Господь.
Многое сегодня способствует тому, чтобы мы забывали Бога. Одним из сильнейших отрицательных факторов является, так называемое, общественное мнение, настроенное, зачастую, не просто безбожно, а противобожно. Особенно опасно то, что эта противобожность выражается не в открытых богоборческих лозунгах, а в массовом аморализме и попрании всех нравственных законов.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) провидчески говорил еще а 1951 году: «Но бывали и бывают в истории времена, когда общественное мнение само заслуживает осуждения, бывают времена, когда не единицы, но множество людей поступают так же, повинны в том же. Тогда все умножается и умножается число не стыдящихся такого гнусного греха, как блуд, прелюбодеяние. Это становится обычным в обществе. Все один за другим впадают в эти грехи, все развращаются, и это общее развращение приводит к тому, что общественное мнение не осуждает развратных, - развращенность множится, множится, множится в несчастном народе и растлевает сердца и умы народа.
Так было в великой Римской империи перед ее падением, перед тем, как была она уничтожена варварскими полчищами. Тогда был неописуемый разврат, было всеобщее падение нравов; тогда человечество считало милосердие к несчастным недопустимой слабостью. Тогда попиралось все чистое, все доброе, все святое. Тогда на степень культа возводились разврат, ложь и предательство.
Вот если настает такое страшное время в каком-либо народе, в каком-либо государстве, с ним будет то же, что с Римом».
Сегодня грех уже объявлен нормой во всех, так называемых, цивилизованных странах Запада. Об этих опасностях неустанно предупреждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
И нам, православным людям, надо осознать, что мы вступили в эпоху нового исповедничества. Мы не должны, не имеем права быть ни в малейшей степени соучастниками содомского общественного мнения.
Расслабление духа, души и тела – самая характерная примета нашего времени. Как часто приходится слышать сегодня и от молодых, и от пожилых, нередко и от православных: «Надо расслабиться». Страшные слова, братья и сестры! Вы только вдумайтесь в них! Вместо того, чтобы сказать: «надо помолиться», говорят: «надо расслабиться» и вместо храма идут в ночной клуб или еще в какое-нибудь сомнительное место.
Можно сказать, что современный мир одержим расслаблением. Но расслабленность духа, души и тела отнюдь не безобидное и пассивное состояние, как может кому-то показаться. Духовно-нравственно расслабленные умы и сердца – та среда, в которой размножаются все паразиты зла и порока. Посмотрите, как в последние годы активизировались гонения на христиан по всему миру. В Европе уже дошли до того, что запрещают людям носить нательные кресты, а Крест как символ спасения вообще изгоняется из жизни. Почему? Потому что «Крест – демонов язва». И все это делается с попустительства духовно-нравственно расслабленного общества и руками этого общества. А у нас в Москве разве не приходится сталкиваться с подобными вещами?! Сейчас в столице по благословению Святейшего Патриарха Кирилла осуществляется программа строительства новых храмов. Казалось бы, любой здравый человек, даже нецерковный, должен радоваться, что рядом с его домом построят не пивной бар или ночной клуб, а храм Божий. Но находятся москвичи, которые, например, заявляют: «Нам будет мешать колокольный звон», «нам негде будет выгуливать собак», «мы не хотим видеть из своих окон крест» и тому подобное. В таких безумных словах проявляется черная сатанинская энергия и активность духовно-нравственно расслабленных людей. И ведь, что поразительно – если завтра вместо православного храма на пустующем месте водрузят какой-нибудь рекламный порнографический щит, никто из таких расслабленных богоборцев и пальцем не пошевельнет в знак протеста, и будут их дети из своих окон взирать не на Святой Крест, а на сатанинский срам.
Что можно противопоставить духовно-нравственному расслаблению? Только собранность! Нам нужна сегодня собранность воинов. И недаром на сегодняшний воскресный день приходится также празднование в честь величайшего воина-мученика Георгия Победоносца, являющегося защитником нашего первопрестольного града и всей России. И 22 апреля, в день великого молитвенного стояния у Храма Христа Спасителя в защиту православных святынь и Церкви, мы обращались в своих молитвах к великомученику Георгию и, взирая на его копье, поражающее древнего змия, вдохновлялись воинским духом и наполнялись уверенностью в победе добра над злом. И уже совсем скоро, 9 мая, мы будем праздновать день Великой Русской Победы, олицетворяющей победу Света над тьмой.
Наступает время, братья и сестры, когда мы обязаны предельно сосредоточиться, собраться. Только при этом условии мы сможем сохранить внимание, которое в решающий момент нашей жизни позволит нам отличить Истину от ее подмены. Будем вдохновляться сегодняшним евангельским чтением с упованием, что и нашу расслабленную Родину воздвигнет Господь с болезненного одра. Аминь.
Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках