Проповедь иерея Александра Шумского на Патриаршей Литургии в Богоявленском кафедральном соборе …
Сегодня, 25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. По окончании Богослужения с проповедью выступил постоянный автор «Русской народной линии» клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках иерей Александр Шумский. Ниже приводим текст проповеди отца Александра:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня Святая Православная Церковь и весь народ Божий празднуют день памяти величайшего светильника веры Христовой, выдающегося подвижника благочестия, созидателя единства Русской земли и русского народа святителя Московского Алексия, всея России чудотворца.
В икосе шестой песни канона мы слышим такие слова о нем: «Чудес дар приял еси, земли Российстей отец и учитель, и святителем изрядная похвала, и воинству нашему во бранех пособник крепок. Радуйся, святителю Алексие, граду нашему утверждение». В этих дивных словах запечатлен весь смысл подвига человека, который двадцать четыре года твердой непоколебимой рукой вел наш церковный корабль.
Воистину, он был для земли нашей отец и учитель. Всю свою жизнь он положил за веру Христову и Родину, оставив нам в назидание образ великого жертвенного служения. Но не только это. Святитель Алексий оставил нам образ мудрого, выверенного неэкзальтированного патриотизма, того истинного патриотизма, который только и мог создать условия для будущих воинских и политических побед, обеспечивших построение великой Российской державы.
Время, на которое выпало служение митрополита Алексия едва ли не самое сложное в отечественной истории. Земля Русская находилась тогда, как и при святом благоверном князе Александре Невском, между двух враждебных сил. С западной стороны давили Литва, Тевтонскй Орден и Польша, с восточной - огромным камнем на Русскую землю легла Золотая Орда. Отечество наше пребывало в тяжелейшем моральном, политическом, экономическом положении. Унижение было предельным и казалось, что Русь уже не поднимется. Ограбление страны Ордой и междоусобицы, по сути говоря, гражданская война удельных князей - вот реальность того времени. Уныние охватило тогда многие русские сердца. Но именно в такие тяжелейшие моменты, когда уже совсем не остается сил, посылает Господь своих верных служителей, спасающих народ и Родину. Когда вдумываешься, какой сложности вопросы приходилось решать святителю Алексию, дух захватывает. Удивительно одарен был этот человек. Его глубочайшая вера имела помощниками выдающийся интеллект и высокую образованность. Достаточно сказать, что его собственной рукой было написано Евангелие, переведенное им с греческого языка.
Святитель Алексий, в силу сложившихся исторических обстоятельств, вынужден был заниматься не только молитвенным деланием и аскетикой (а он был великий молитвенник и постник), не только церковным руководством, но и политикой как внутренней, так и внешней. Сильные мира сего, князья, обращались к этому служителю Христову за советами в самых сложных политических ситуациях и всегда получали исчерпывающие ответы на свои вопросы. А самому святителю посоветоваться было не с кем, кроме преподобного Сергия, но, уповая на Бога, он всегда принимал безошибочные решения. Он не позволил себе ни одной лишней эмоции, руководствуясь исключительно соображениями пользы Церкви и родной земли. А насколько трудно было удержаться от соблазна гнева и нетерпеливости, видя всю мерзость насилия и несправедливости, творимую врагами нашего Отечества! Ведь ко времени начала служения митрополита Алексия татарское иго на Руси длилось уже более полутора веков и казалось, что конца ему нет и не будет. Это было, выражаясь современным языком, время прямого внешнего управления Русью иноземным государством, злым и бесцеремонным. За малейшую провинность и непослушание ордынские правители грозили расправой и опустошением Русской земли. А как больно было смотреть русским людям, когда их близких, жен, сыновей, дочерей, уводили в бусурманское рабство. Как тут было не возмутиться русскому любящему сердцу. Но митрополит Алексий знал, что поспешностью и невыдержанностью горю не поможешь, не уврачуешь трагическую ситуацию. И когда наглый и бесцеремонный хан Джанибек в 1357 году требует от Московского князя прислать к нему в Орду митрополита Алексия для исцеления ослепшей любимой жены Тайдулы, угрожая, в противном случае, разорением всей Русской земли, святитель, не задумываясь, едет к татарам, и по его молитвам совершается чудо исцеления ханской жены, а Русская земля спасается от страшной беды. Затем ему вскоре вновь пришлось ехать в Орду. Джанибек был убит его сыном Бердибеком. Это был свирепейший хан, умертвивший двенадцать своих родных братьев. Новый хан намеревался совершить опустошительный набег на Русь. И вновь Московский князь Иоанн Иоаннович просит митрополита Алексия поехать в Орду и уговорить кровавого Бердибека отказаться от разорения Русской земли. И митрополиту удалось это сделать! Это было тем более важным, что Бердибек принял ислам. Таким образом, святитель Алексий предотвратил не только разорение Русской земли, но и религиозный конфликт между Православием и исламом. А ведь святитель, по существу, выполнял, говоря современным языком, миссию министра иностранных дел. Вот пример очевидного и непосредственного влияния Церкви на политику.
Внутри страны митрополит Алексий помогал Московскому князю собирать русские земли вокруг Москвы. И можно без преувеличения сказать, что митрополит Алексий был главным творцом, вдохновителем и руководителем политического процесса централизации русских земель, без которой не могла бы состояться великая победа русского оружия на Куликовом поле в 1380 году и не было бы построено впоследствии великое Московское царство. Митрополит Алексий стал символом русского единства.
Постоянные духовные, политические и военные угрозы Русской земле исходили и от Запада, особенно со стороны Литвы, Тевтонского Ордена и Польши. Литовский князь Ольгерд, понимая значимость для укрепления русской государственности личности митрополита Алексия, делал все, чтобы помешать ему осуществлять свою церковную деятельность и церковное руководство. Достаточно привести такой пример. Когда Патриарх Константинопольский Филофей утвердил митрополитом Московским Алексия, то литовский князь Ольгерд, ненавидевший Москву и всех, кто ее олицетворял, через богатые подношения добился от Патриарха Филофея утверждения в сане митрополита Литовского своего человека Романа, который впоследствии постоянно вторгался в пределы Московской митрополии, вредил митрополиту Алексию и оскорблял его, а Ольгерд даже пытался убить московского святителя. Здесь мы видим также неоднозначное поведение Патриарха Константинопольского, использовавшего древний принцип «разделяй и властвуй». Таким образом, даже в православной среде за пределами Русской земли далеко не все были друзьями нашего святителя. Но и здесь митрополит Алексий остался на высоте своего призвания и сумел не только преодолеть все интриги и козни, но вышел из них победителем.
Когда речь шла о политической и военной безопасности Московского княжества, святитель проявлял необходимую жесткость и применял строгие церковные прещения. Например, он предал церковному отлучению смоленского князя Святослава за то, что тот заключил с князем Дмитрием Иоанновичем (Донским) договор против литовцев, а потом изменил своему слову. Эта участь постигла и других князей, которые не встали на сторону Москвы против Литвы. Вот каково государственное значение служения митрополита Алексия. Представляете, братья и сестры, как сейчас набросились бы на митрополита Алексия оранжевые либералы, стремящиеся уничтожить российскую государственность.
И сегодня, вспоминая и осмысливая житие великого святителя, мы еще раз убеждаемся в ценности живого непреходящего опыта Церкви, всегда востребованного современностью. Лукавые враги Православия постоянно упрекают Церковь в том, что она якобы слишком приближается к государственной власти и вмешивается в политику. Но, скажите, что стало бы с нашим Отечеством, если бы такие люди как митрополит Алексий не захотели помогать своему государству? Ведь, посмотрите, разве мы нынче не переживаем похожие времена? И сегодня Россия окружена со всех сторон врагами и недоброжелателями, которые не скрывают своих намерений уничтожить и захватить нашу Родину. Мы все помним страшный исторический момент, когда распалась великая страна, называвшаяся СССР. И от дальнейшего распада Россию удержала, в первую очередь, наша Русская Православная Церковь, единственная духовно-нравственная сила, оставшаяся верной своему высокому призванию соединять и умиротворять. И в этой связи мы, конечно, вспоминаем почившего Патриарха Алексия II (сегодня как раз день его тезоименитства), который сыграл тогда важнейшую удерживающую роль.
А ныне, когда в нашей земле вновь начали вызревать оранжевые сорняки гражданского раздора и революции, именно Церковь устами ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла сказала свое ясное и недвусмысленное слово правды, исполненное любви и силы. Мы услышали очень важные слова о том, что Россия исчерпала свой лимит на революции, и мы больше не имеем права на разделение. И в этих словах мы узнаем голос великих молитвенников за наше многострадальное Отечество и, прежде всего, величайшего святителя и патриота митрополита Московского Алексия».