Открытое письмо главному редактору газеты «Завтра» А.А.Проханову …

  Вот опять вынужден обратиться к Вам, уважаемый Александр Андреевич, с открытым письмом.

  Движет мной, поверьте, не желание досадить Вам. Я обращаюсь к Вам как к искреннему патриоту России, стремящемуся много сделать для блага нашей любимой Родины. И мне, тем более, огорчительно видеть, как почти в каждом номере своей газеты Вы своими собственными руками разрушаете то большое дело, которое стремитесь осуществить. Вы, по Вашему собственному утверждению, хотите всех объединить, белых и красных, православных и мусульман, верующих и неверующих. Что ж – «блаженны миротворцы». Но одно дело – провозглашать, другое дело – реально осуществлять. И вот именно в этом последнем пункте, именно в плане осуществления, у Вас каждый раз происходит то, что я решительно не могу объяснить никакой логикой.

  Я, конечно, далек от мысли, что Вы «засланный казачок», агент Моссада и т.п. Но, зачастую, Ваши суждения, оценки и действия невольно приводят в смущение очень многих людей, особенно из числа православных верующих. Можете считать, что я обращаюсь к Вам от имени многих тысяч православных церковных людей. Полагаю, что Вас это не может оставить безразличным.

  Я не буду повторять то, что уже писал о вашей позиции в ряде своих статей и писем («Жрец красного постмодерна», «Раздвоенность до добра не доведет», «Большевистское коленце Проханова», «Не превращайте газету «Завтра» в секту», «Странная империя Александра Проханова» и другие). И в прошлых своих публикациях по Вашему поводу и, в данной статье я руководствуюсь лишь желанием понять, чего Вы действительно хотите? На мой взгляд, ни к какому объединению Ваша позиция, Ваши рассуждения, Ваши идеи привести не могут. Прежде всего, в Ваших взглядах не ощущается никакого духовного ядра. Православным Вас можно назвать почти с тем же успехом, как и мусульманином. Да, вы встречаетесь с псковским владыкой, бывают на страницах «Завтра» и публикации священнослужителей. Но лично у меня складывается такое впечатление, что все это лишь некий антураж, некое прикрытие Вашего «Красного проекта», представляющего собой самую чудовищную эклектику. Но эклектика в духовно-нравственной области еще более опасна для души, чем сочетание несовместимых пищевых ингредиентов для тела. Результат такой эклектики только один – отравление и смерть.

  Иногда Ваши суждения заставляют, не обижайтесь, предположить, что Вы находитесь в неадекватном состоянии. Например, в предпоследнем номере «Завтра» (сентябрь 2012 г. №36) Вы заявляете: «Если говорить, кто из наших стран или наших городов был Третьим Римом, то, наверное, все-таки не Москва, а Киев». Статья, в которой Киев получает столь почетное место называется «Украинское мессианство». Вообще говоря, само название статьи приводит к отвисанию нижней челюсти у нормального русского читателя. Сказать «Украинское мессианство» - это все равно, что сказать: «русская местечковость», или «немецкое разгильдяйство», или «еврейская щедрость». Но Вы сами в статье приоткрываете тайну столь экстравагантных перлов. Вы пишете о своем недавнем пребывании на Украине: «Мы сидели за круглым столом, вступали в дискуссии, в полемики, пили вино». Вот эти последние слова «пили вино», вероятно, все и объясняют. Ведь, если перебрать, то чего только не скажешь тому, кто наливает и подливает. Но, если предположить, что Киеву Вы отдали предпочтение перед Москвой в трезвом виде, то тогда, не взыщите, придется назвать Вас очень жестким словом, которое в свое время было присвоено гетману Мазепе. Но нет, я не верю, что Вы это сказали в трезвом уме и твердой памяти. Ведь уже в последнем номере «Завтра» (сентябрь 2012 г. №37) Вы восторгаетесь старцем Филофеем и его теорией «Москва - Третий Рим», видя в ней источник «райских смыслов». Вероятно, к выходу последнего номера газеты вы полностью восстановились.

  На суд читателя я хочу вынести еще лишь два перла Александра Проханова из статьи «Украинское мессианство»: «Украине принадлежит право называться первой имперской страной», и «Украина – творец великой евразийской цивилизации». Как говорят англичане: no comment. Похоже, что после застолья на днепровском берегу украинские товарищи все-таки вручили Александру Андреевичу глобус Украины.

  Теперь о последнем номере «Завтра» (№37). Александр Андреевич, объясните, как так получилось, что в последнем номере вашей газеты нет ни строчки о богослужении 8 сентября Святейшего патриарха Кирилла в Спасо-Бородинском монастыре и о крестном ходе православного русского народа к батарее Раевского, где наш Предстоятель произнес великое патриотическое Слово?! Как так получилось, дорогой Александр Андреевич, что в этом номере Вашей газеты также не оказалось ни единого слова о богослужении в Храме Христа Спасителя 9 сентября, после которого был отслужен молебен у Смоленской иконы Божией Матери, перед которой преклоняли колени маршал Кутузов и все русское воинство, вступая в Бородинское сражение?! После молебна Святейший произнес потрясающую проповедь. Но ваша патриотическая газета, подобно всем либеральным СМИ, полностью проигнорировала эти события, столь важные для всех нас.

  Весь последний номер «Завтра» рассказывает о торжествах в Изборске, посвященных 1150-летию русской государственности. Что и говорить – событие важное, но неужели же нельзя было хотя бы одну полосу газеты посвятить православному народу, молящемуся на Бородинском поле и в Храме Христа Спасителя 8 и 9 сентября? Нет, Александр Андреевич не любите вы нашу Церковь, не любите ее Предстоятеля, только вид делаете. Не любите вы Москву и того не понимаете, что без Москвы, без московских святынь, которым нет аналога, никакую империю не построишь, ни пятую, ни десятую.
В последнем номере «Завтра», в своей статье «Изборский клуб» Вы утверждаете, что в новой евразийской империи «все народы станут имперскообразующими». То есть получается, что русский народ в имперской роли уравнивается с чеченцами или еще с каким-нибудь малым народом? Но такая концепция ведет к растворению русского народа, ведь так? Или я чего-то не понимаю? Хороша у Вас империя, Александр Андреевич! Столицы в ней нет, русского народа, как главной имперскообразующей силы, тоже нет. А что тогда есть? Это не империя, а бесформенная эклектичная масса.

  Вы пишете: «Православие и ислам, проповедующие божественную справедливость, станут основой евразийской идеологии». Так вы кто, Александр Андреевич, православный или мусульманин? Вы что желаете, чтобы на гербе Вашей пятой империи рядом с православным крестом красовался мусульманский полумесяц? Тогда нам с Вами не по пути. А в каком качестве Вам видится Православная Церковь в Вашей империи? (Кстати, Вы упорно слово «Церковь» пишете с маленькой буквы). Вы говорите: «Сегодня православная церковь является драгоценной составляющей русской государственности». Может ли быть более абсурдное и, одновременно, более опасное суждение. Церковь - Тело Христово и по своему истоку и признаку она не может быть элементом чего-либо, в том числе и государства. Государство – дело рук человеческих, оно от мира сего. Церковь – не от мира сего, она есть Полнота, «столп и утверждение Истины». Да, сегодня Церковь помогает государству, но ни о каком слиянии с ним, как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, и речи быть не может. По Вашим словам, Александр Андреевич, Церковь – всего лишь орудие для построения и развития государства. В Вашей концепции Церковь неизбежно должна быть поглощена государством. А это чисто католическая идея. Вспомните, что об этом говорил старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

  И, наконец, последнее на сегодня. Вы пишете: «…русское мессианское сознание, основанное на учении о «рае земном»…».

  Дорогой Александр Андреевич, построение земного рая – идея не православная, а иудаистская, ветхозаветная. И разве вы не помните, чем закончилась первая попытка создания такого земного рая, то есть построение Вавилонской башни? Так чего же вы хотите в действительности, Александр Андреевич? Кто Вы на самом деле? Русская православная идея – это обретение не земного рая, а Царствия Небесного. В этом - принципиальная разница! Я убежден, что вы искренне хотите блага своей стране и своему народу. Но вы же помните, куда могут завести благие, но непродуманные намерения. Разберитесь в своих мыслях, поставьте в центр своего мировоззрения не бесноватого философа-еретика Федорова, стремившегося с помощью науки воскрешать мертвых, а Господа нашего Иисуса Христа и Матерь-Церковь и обрящете покой своей мятежной душе.


Священник Александр Шумский, писатель, публицист, Москва

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?