Вставай страна огромная...

  У каждого народа есть свой масштаб бытия. Этот масштаб является важнейшей характерной особенностью любого народа. Недавно один из неистовых российских либералов Владимир Познер со страхом и тревогой вопрошал: «А разве можно называть русский народ особым?». Вот спросить бы Познера, каким он считает тот народ, к которому принадлежит сам, особым или неособым? Повторяю, у каждого народа есть свой масштаб бытия. У русского народа этот масштаб - имперский. Масштаб бытия - это внутреннее ощущение, выработанное веками истории народа, его вмещающим ландшафтом и, конечно, верой.

  Один мой близкий друг рассказывал, как он однажды ощутил имперский масштаб нашей Родины. Он летел на Дальний Восток и заснул. Проснувшись через пару часов, видит на мониторе слово «Сибирь». Проходит еще час или два. Он снова смотрит на монитор и видит там тоже самое слово. Вобщем несколько часов самолет летел над Сибирью.

  После развала Советского Союза я приобрел три больших настенных карты - Российской Империи, СССР и современной России. Они висят в моем кабинете. Я понимаю, что данные строки вызовут прилив сарказма у моих оппонентов. Действительно, трудно не улыбнуться, глядя на человека, который может в течение длительного времени безмолвно созерцать настенные карты. Но всем русским людям предлагаю провести подобный эксперимент. И они убедятся в большой пользе такого созерцания. Прежде всего, они увидят сходство в масштабах двух первых империй, царской и советской и несоответствие им по масштабу современной России. Они убедятся также визуально, что карта современной России напоминает неполноценное тело. Кто-то спросит: «А разве это неясно и без ваших карт?». Ясно-то ясно, но, поверьте, такое созерцание позволит вам гораздо глубже и предметнее, до физической боли, ощутить трагедию современной России. И вообще надо заметить, что созерцание в понимании исторического процесса играет не меньшую роль, чем анализ и изучение исторических фактов.

  Русский человек рождается имперцем. Империя свойственна ему на историко-генетическом уровне. Маленькие народы, не в обиду будет им сказано, рождаются с другим масштабом бытия. Ну что поделаешь! Есть большие и малые народы в географическом, историческом и духовном смыслах! Кто-то резонно возразит: «Под малыми народами вы подразумеваете, конечно, страны Европы. Но разве у них нет большого масштаба бытия или, по крайней мере, не было в прошлом? А Карл Великий, а Британская Империя? Разве здесь нет большого масштаба, большого стиля?».

  Да, согласен, в Европе существовал когда-то большой имперский стиль, но, во-первых, его максимум был явлен только в самом начале непосредственно западноевропейской истории при Карле Великом. Во-вторых, империя Карла является по большому счету, всего лишь инерционным продолжением Римский Империи и бледной попыткой ее возрождения. Ничего самобытного в ней усмотреть невозможно. Карл завидовал подлинной неевропейской Империи Ромеев, которую мы называем сегодня Византийской и которая передала имперскую эстафету нам. А после Карла имперский импульс в Западной Европе начинает затухать и вырождаться, и Европа постепенно превращается в перегородочную территорию, несовместимую с развитием свободного имперского пространства.

  Британская Империя - случай особый. Это империя морская и ее основные владения располагались за тридевять земель и морей от ее собственной территории. Можно ли такие разбросанные владения считать имперским пространством? В моем понимании - нет, потому что подлинная империя предполагает континентальное непрерывное единство. Британия обладала колониями и была колониальной, а не имперской, державой. Хотя, конечно, это очень интересный дискуссионный вопрос: каковы критерии подлинной империи?

  Но как бы там ни было, со временем вся Западная Европа, включая океаническую Англию, вырождается в совокупность малых народов и стран, утративших имперский масштаб бытия. Последняя отчаянная попытка возродить империю в Европе была предпринята Адольфом Гитлером и кончилась полным крахом. Сегодня проваливается даже план создания единой либеральной Европы. Империей, максимально приближенной к идеалу, была, на мой взгляд, Империя Российская. Она соединила в себе все лучшие черты предыдущих великих империй с добавлением специфических евразийских черт (династический принцип власти).

  Следует отдельно сказать о США. Ведь они многим представляются тоже империей. Но в том-то и состоит весь фокус! США - это не империя, а антиимперия, фальшивка, пытающаяся соединить в себе одновременно черты Карфагена и Рима. Но, на самом деле, из США получился, как сейчас модно говорить, симулякр или голем, которым управляют люди в черных шляпах с грустными черными глазами и вьющимися черными длинными локонами.

  И еще одно принципиальное соображение. Подлинная империя всегда выполняет в той или иной мере функцию «удерживающего», она пытается установить стабильность и прочный мир во всем мире. Антиимперия, каковой являются США, стремится максимально разбалансировать мир, подвести его к войне, чтобы окончательно и полностью этот мир поглотить. Говоря короче, подлинная империя - это миротворец, ложная - людоед. Данный вывод можно хорошо проиллюстрировать на примере взаимоотношений СССР и США. Все мирные инициативы исходили исключительно от СССР, а США вынуждены были под влиянием нашей военной силы, скрепя сердце, соглашаться, но при малейшей возможности совершали акты агрессии. Так было и так продолжается до сих пор.

  А кто впервые выступил с идеей всеобщего разоружения? Царь-мученик Николай II. Но на Западе лишь усмехнулись.

  Различные малые народы пытались и пытаются на протяжении всей нашей истории заставить нас мыслить мелкими категориями бытия. Хотят, по слову Василия Розанова, подсунуть нам быт вместо бытия, стремятся заставить нас отказаться от своего масштаба. Но это же нелепость, это противоестественно и гибельно для русского человека. Представьте такую сказочную ситуацию. Вокруг великана прыгают и скачут карлики. Они говорят великану: «Ты слишком большой и поэтому не можешь резвиться вместе с нами, не можешь принять участие в наших играх. Тебе надо сделаться маленьким, таким же как мы, и все будет хорошо». Великан отвечает: «А как же я смогу сделаться маленьким? Я же родился большим. У меня не получится». Карлики кричат: «Получится! Получится! Ты только доверься нам». Великан вновь спрашивает: «А что же я должен сделать?».

  Карлики заверещали: «Прими наши специальные пилюли. Ты заснешь и будешь видеть золотые сны. А мы в это время превратим тебя в такого же карлика. Ну подумай сам! Ведь ты же устал от своей величины, у тебя одышка, вон и хромаешь ты на одну ногу, а твоя правая рука в локте перестала разгибаться».

  Великан соглашается: «И то верно. Действительно, устал я и спать хочется, а заснуть никак не могу, боль в позвоночнике мешает». Тут карлики громко заголосили: «Мы тебе поставим новый позвоночник - тоненький, легонький, сделанный по новейшим нанатехнологиям и все будет о кей!».

  Великан безвольно произносит: «О кей, так о кей, делайте свою операцию». Великан принимает пилюли, надевает наушники, из которых изрыгается песня «Smoke On The Water» («Дым над водой») в исполнение рок-группы Deep Purple и засыпает...

  Проснувшись, великан обнаружил, что кроме большой головы у него почти ничего не осталось! Руки и ноги отрезаны, а обрубок тела перестал шевелиться, и только округлившиеся немигающие глаза могли смотреть по сторонам. Великан попытался позвать на помощь, но не смог этого сделать. Вместо слова «помогите» его разговорные органы издали лишь хриплое мычание, и тут великан с ужасом понял, что у него отрезан еще и язык! Вдруг глаза великана увидели множество других маленьких черных и злобных глаз, в упор рассматривающих его.

  После недолгого гробового молчания главный карлик в голубом фартуке завизжал: «А теперь добьем гадину!». И вонзил ритуальный меч по самую рукоятку в сердце великана.

  Мораль сказки проста. Если великан соглашается стать карликом, то он и великаном перестает быть, и карликом не становится, а превращается лишь в мычащий окровавленный обрубок, в то время как карлик сохраняет свою карличью природу и продолжает бегать и скакать.

  Карлик обязательно добьет беспомощного великана, чтобы стереть саму память о его существовании и чтобы в мире остались лишь одни карлики, представляющие себя великанами.

  Россия мешает всему миру своим масштабом бытия. Россия продолжает сохранять свой имперский позвоночник и не позволяет антиимперии США и европейским карликам до конца растворить мир в постлиберальной кислоте.

  Один раз уже удалось усыпить великана по имени СССР, и часть его тела карлики успели отрезать, но убить не успели, и великан, очнувшись, с одной ногой, с одной рукой и одним глазом, все же поднялся и больше не желает принимать пилюли. Ситуация начинает стремительно меняться, независимо от желания или нежелания отдельных личностей. Очнувшийся великан твердо уперся костылем в камень у края пропасти и уже начинает поворачиваться к ней спиной, чтобы отогнать теснящих его к бездне карликов. Именно в этом контексте следует рассматривать новый евразийский проект В.Путина, который на Западе уже истерично назвали восстановлением СССР. Представляете, что сейчас творится со Збигневым Бжезинским, который мыслит евразийское пространство исключительно как большую военную базу США.

  Некоторые из патриотических критиков склонны видеть в евразийском плане Путина лишь предвыборную игру. Но странно получается, ведь на Западе это игрой не считают. Например, известный американский журналист Рольф Питерс, обозреватель The New York Post, пишет: «Владимир Путин не только невероятно опасен для США в Центральной и Восточной Европе и на границе с Афганистаном, но и на самом деле он вторгается в нашу сферу деятельности... У Путина же, в его более мрачном варианте, есть одна непоколебимая цель: восстановить российскую империю. Не советскую империю, а российскую: вернуть в свой состав Украину, снова получить контроль над Центральной Азией». И таких оценок сейчас на Западе уже десятки, если не сотни. На мой взгляд, Путин явно вышел из-под контроля Запада. Он больше не верит ни одному западному слову. Перед ним судьбы Милошевича и Хусейна, которым много чего обещали за их сговорчивость, а потом цинично обманули и убили. Запад сам виноват. Надо держать свое слово. И получается, как говорил Козьма Прутков: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». И, конечно, последнее событие в Ливии - зверское убийство Муаммара Каддафи - более чем красноречиво напоминает Владимиру Путину об истинных планах Запада в отношении России и ее лидеров.

  Начинается отрадный процесс возвращения к холодной войне и к глобальной конфронтации, который неизбежно приведет Россию к восстановлению ее имперского потенциала, ее природного масштаба бытия. Сейчас не надо быть глубоким аналитиком, чтобы заметить и описать «мерзость запустения» русской жизни. Гораздо труднее под плитой этой мерзости почувствовать как наполняется пульс и усиливается биение русского сердца.

  В этой связи следует особенно подчеркнуть, что Путин однозначно высказался по поводу распада СССР, назвав этот распад величайшей трагедией XX века. О Сталине Владимир Владимирович неоднократно высказывался как о выдающемся руководителе, создавшем великую страну, одержавшую победу в Великой Отечественной войне. Он в частности сказал: «Никто сейчас не может бросить камень в тех, кто организовал эту победу и стоял во главе этой победы. Потому что, если бы мы проиграли эту войну, то последствия для нашей страны были бы катастрофическими. Даже трудно себе представить». И, безусловно, наш премьер очень хорошо представляет, что сделает с нами сегодня Запад, если мы проиграем.

  Сегодня передовая проходит через каждого из нас. Каждый русский человек - последний рубеж обороны. Если мы откажемся от своего имперского масштаба бытия, то нас не согласятся оставить в живых даже в качестве глубоких инвалидов. Хорошо бы понять это нашим заблудшим националистам и православным либералам. Интересно заметить в этой связи, что Европейский суд по правам человека позволяет себе рассматривать жалобы националистических и крайне левых организаций России, таких как «Рот Фронт», «Фронт казанских патриотов» и других. Как раньше в советские времена Запад поддерживал диссидентов, так и сегодня поддерживает всевозможных радикалов, стремящихся опрокинуть существующую российскую власть.

  Конечно, США не смирятся с нашим имперским восстановлением и вполне возможно решатся на развязывание ядерной войны. Полагаю, что здесь они смогут найти поддержку у некоторых восточных соседей, многочисленных «как песок морской». Ну что же - война так война! В конце концов, мир дошел до такой степени духовно-нравственного одичания, что его дальнейшее «мирное» существование становится бессмысленным. Необходима очистительная гроза! С гуманистической точки зрения - это зло, а с духовной - благо.

  А накануне президентских выборов вполне возможны теракты в Москве и Петербурге. Мы хорошо помним, что захват заложников девять лет назад в театральном центре на Дубровке («Норд-Ост») преследовал только одну цель - смещение Владимира Путина.

  Будущему верховному руководителю России будет очень тяжело. С Запада - карлики, с противоположной стороны, как говорил великий Киплинг - «рыжие собаки», с юга - кривые ножи. Поэтому пожелаем ему крепости духа, и пусть он вдохновляется словами Александра Блока:

  Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

  В тяжелых, нежных наших лапах?

 

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
 

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?