Иерей Александр Шумский о Федоре Емельяненко и боях без правил …

  С детства люблю спорт. Сам пробовал заниматься разными спортивными видами. По окончании Московского педагогического института имени Ленина работал учителем истории в московской школе №704 при ЦСКА. В классе, где я был классным руководителем, учились многие выдающиеся спортсмены. Например, фигуристы Елена Водорезова, Марина Черкасова, Александр Жулин.

  Своё отношение к спорту я выразил в статье «Спортивное зеркало истории», в которой в частности рассказал о великом борце Александре Владимировиче Иваницком – чемпионе мира и Олимпийских игр по вольной борьбе в супертяжелом весе. Александра Владимировича я хорошо знаю лично, а с его сыном Владимиром, талантливым спортивным журналистом, мастером спорта по дзюдо, учившимся у меня в классе в школе №704, мы стали близкими друзьями.

  Из всех видов спорта меня особенно интересует борьба, прежде всего вольная и греко-римская. В этих видах борьбы особенно проявляется мужское благородство. Хотя в последние годы и сюда проникли щупальца спортивной коррупции, и появилось такое позорное явление как «договорные поединки». Во времена Александра Иваницкого о подобном и помыслить не могли. Вот, кстати, ещё одно принципиальное отличие советского спорта от современного, где деньги стали решать всё. Александр Иваницкий однажды признался мне, что не может больше смотреть профессиональный бокс, поскольку почти каждый серьезный поединок стал договорным. Это относится и к футболу и к другим видам спорта. Вообще современный спорт, как и вся наша жизнь, очевидно нравственно деградирует, теряет свой изначальный смысл, который именуется словом «благородство».
Ещё в эпоху Древнего Рима толпа требовала от поединка гладиаторов как можно больше жестокости и крови. И вот в наше время, когда возрождаются и культивируются все самые аморальные традиции Древнего мира, появились такие новые виды единоборств как прайд и М-1, в просторечии называемые «борьбой без правил». Что значит без правил? Это значит, что можно побеждать своего соперника почти любым способом. Запрещается лишь бить в пах, затылок, выкалывать глаза и отрывать уши, а остальное – пожалуйста. Бойцы в прайде и М1 дерутся в облегченных перчатках, поэтому сила удара там гораздо больше чем в боксе. И вообще бокс по сравнению с боями без правил кажется просто детским лепетом. Я уж не говорю о классических видах борьбы. В прайде и М-1 самая большая степень травматизма. Не многие молодые ребята выходят на высокий уровень. Большинство упорных бойцов становятся либо инвалидами, либо их просто убивают в поединках. Количество смертных случаев и глубокой инвалидности в этих боях значительно превышает все другие виды единоборств. Просто об этом не пишут. Основная боевая позиция в поединках без правил такая: один мужик сидит на другом верхом и пытается нанести ему чудовищной силы удары по лежащей на полу голове.

  Вообще говоря, само по себе зрелищу мужиков сидящих друг на друге у меня лично вызывает неприятные ассоциации. Именно так проиграл свой предпоследний бой великий чемпион М-1 Федор Емельяненко, получивший прозвище «последний император». Сидящий на Федоре бразилец Силва, похожий на гигантскую гориллу или снежного человека, в течение нескольких минут вколачивал голову нашего Федора в настил гладиаторской клетки. После поединка Емельяненко сказал очень правильные слова: «Всё, пора завязывать. Наверное, Богу так угодно». Я тогда ещё порадовался за Федора. Ему следовало бы взять пример с величайшего борца Александра Карелина, который очень достойно ушел после своего первого поражения на своей четвертой Олимпиаде.

  Сам Федор Емельяненко замечательный человек - скромный, добрый и благородный. Меня всегда удивляло, как человек с такими качествами может участвовать в боях без правил, где кроме профессионализма требуется ещё и озверение в буквальном смысле этого слова. Мне всегда казалось, что Федор идет против своей природы, тем более, что в последние годы он стал демонстрировать свою Православную веру. Рядом с ним всегда находится священник, которому перед поединком Федор отдает свой большой нательный крест. После поединка батюшка надевает этот крест обратно на его шею. Мне никогда не нравилась эта процедура.

  Кроме того, в последние два года Федора Емльяненко начали, как говорится, раскручивать в шоу-бизнесе. Про него сняли документальный фильм в котором постоянно показывают Федора в храме, ставящим свечи, молящемся и так далее. Сам великий чемпион рассказывает о своей церковной жизни, о том какие духовные книги он читает, как постится и причащается. Мне всегда хотелось сказать: «Федор, не надо так афишировать свою веру, не приведет это к добру». Всё-таки, как ни крути, но не сочетается церковная жизнь с поединками без правил. И не может Бог благословлять единоборства, в которых ты можешь убить другого человека или он может убить тебя. Это же не Куликовская битва, где на кону стоит твоя Родина, а кровавое шоу, за которое платят немалые деньги.

  Вообще я не вижу ни одного аргумента в пользу сочетания прайда и М-1 с православной верой. Между тем, Федор со своим духовным отцом священником Андреем перед каждым поединком молятся в храме. Мне хочется спросить батюшку, о чем он просит Бога? Неужели о том, чтобы Федор победил? А если он убьет своего соперника или сделает его инвалидом, что после этого он скажет Богу? А если искалечат или убьют Федора? Когда стало известно, что за свой последний бой с американцем Хендерсом Федор получит более миллиона долларов независимо от исхода боя, то у меня возникло очень тяжелое чувство, тем более, что поединок проводился в ночь с субботы на воскресенье, что для церковного человека недопустимо. И вновь отец Андрей с Федором молились в храме... Но это уже, извините меня, на грани неосознанного кощунства. Хочу обратиться к отцу Андрею. Третий раз подряд, батюшка, после Ваших молитв, ваш духовный сын проигрывает, что ещё должно произойти, чтобы Вы поняли, что нет и не может быть Божьего благословения на участие в поединках без правил. Да и сам Федор Емельяненко на ринге выглядел каким-то растерянным, неуверенным в себе. У меня создалось впечатление, что он уже сам почувствовал невозможность совмещения Православной веры и боев без правил. Федор, не искушай больше Господа Бога!

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
 

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?