Иерей Александр Шумский о сериале «Достоевский. Жизнь, полная страстей» …

  Ожидал сериал «Достоевский» режиссера Владимира Хотиненко с нетерпением, тем более, что исполнителем главной роли был Евгений Миронов, блестяще сыгравший князя Мышкина в сериале «Идиот» режиссера Владимира Бортко. Об этом сериале я написал тогда статью «Время Вечности». Интересно было посмотреть, как наш выдающийся актер сыграет самого Федора Михайловича. Тем более, что личность Достоевского и его гениальные произведения приобретают для нас сегодня особое значение. Почему именно сегодня? Потому что мы вступили в последнюю стадию борьбы за русский мир, за русский архетип, за русский народ, за Россию. Это не громкие слова, не патетика, а суровая реальность. Не только страны западного мира, но уже и страны азиатские, рассматривают Россию как вожделенную добычу. Это настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных доказательствах.

  Наше выживание и последующее возрождение зависит, прежде всего, от нашей моральной и военной силы. Последняя, хотя и находится в плачевном состоянии, но все-таки продолжает сдерживать совокупного агрессора. И наши враги, как внутренние, так и внешние, сейчас, по-видимому, делают ставку на моральное разложение власти и народа. Враги России и русского народа справедливо полагают, что если окончательно растлить русский мир, то Россия сама все отдаст без боя и войны. На системное растление русского народа брошены колоссальные средства, которые, к сожалению, уже принесли свои черные плоды. Достаточно посмотреть, что предлагают российскому телезрителю. Нас кодируют на самоуничтожение. Совсем немного опор осталось у русского народа. Прежде всего, это, конечно, Русская Православная Церковь основа и хранительница русского архетипа. Вторая опора наша классическая литература, хранящая вместе с Церковью драгоценный русский язык и нравственную святыню.

  Сочетание высочайшей христианской нравственности и гениальной художественности ставят русскую литературу на первое место в мире. И здесь особая роль, безусловно, принадлежит Федору Михайловичу Достоевскому. Никто в мировой литературе не утверждал с такой силой нравственный идеал, никто так вдохновенно не воспевал Господа нашего Иисуса Христа и святое Православие, никто так глубоко не постигал смысл русской жизни. Именно Достоевский устами князя Мышкина, открыл нам «наш русский свет». Поэтому, повторяю, личность Достоевского сегодня невозможно переоценить.

  И вот я усаживаюсь поудобнее перед экраном телевизора и с волнением начинаю смотреть сериал «Достоевский». И что же я вижу?! После каторги Федор Михайлович попадает в Семипалатинск, где встречает свою первую жену, которую играет Чулпан Хаматова. Достоевский влюбляется в нее мгновенно. Он начинает ходить в ее дом, знакомится с ее мужем алкоголиком, роль которого блестяще играет Александр Домогаров. И вот на глазах пьяного мужа Достоевский сливается в поцелуе со своей будущей женой. Да, Федор Михайлович был человеком страстным и влюбчивым. Это хорошо известно. Но ведь эту интимную сторону его жизни можно представить совершенно по-разному. Можно изобразить ее прикровенно, а можно и почти порнографически, как делает Хотиненко. Не мог Достоевский целоваться с женщиной на глазах у ее мужа! Не то было время. На такое способен современный отморозок, но не Федор Михайлович. Здесь Хотиненко явно, как это сейчас принято говорить, хочет добавить драйва (отвратительное словцо), чтобы зацепить молодого зрителя.

  Дальше - больше. Во всех последующих сериях мы видим, как великий писатель, словно маньяк, набрасывается на женщин, не пропуская ни одной юбки. Зачем нам все это показывают? Чтобы подчеркнуть неординарность писателя? Так в этой стороне жизни Достоевского, собственно, ничего интересного нет, здесь он менее всего оригинален. Вот Достоевский в пальто, с ножом в руках, набрасывается на Аполлинарию Суслову, затем следует бурная сцена. Все явно сделано для того, чтобы было понятно и приятно современному зрителю. Но ведь это же подлость по отношению к писателю.

  Мы видим Достоевского, читающего слушателям свои произведения. При этом он все время одним глазком посматривает на публику, выискивая симпатичное женское лицо. В принципе Хотиненко изображает человека с явными маниакальными сексуальными наклонностями и делает это умышленно. Да, Анна Ахматова говорила, что стихи растут из сора. Сор этот - сама жизнь во всей своей неприглядности. Но читателю или зрителю интересен ведь не сор, а то как из него «растут стихи». Но в сериале этого как раз и нет. Мы видим лишь, как в промежутках между пастельными сценами Достоевский наспех обличает Герцена или Тургенева в непатриотизме, произносит высокопарные слова о русском народе, Православии, Церкви. Разве такая ходульность - не издевательство? И у любого несведущего зрителя невольно возникает вопрос: «Как этот сексуальный маньяк смеет еще что-то говорить о нравственности и Православии?»

  Вот Достоевский обличает либерализм Тургенева и, кажется, что наконец-то режиссер начнет разворачивать перед зрителем идейную ткань писателя. Но нет. Федор Михайлович мчится играть в рулетку. Да, формально все правильно. Ведь играл же писатель в рулетку, проигрывая последние штаны. Но в сериале это опять выгладит как издевательство, как пародия, как скверный анекдот. Ведь в произведении искусства все решает соотношение вещей, чувство меры и такта. У Хотиненко нет никакого чувства меры и такта в изображении слабостей писателя, а соотношение вещей построено таким образом, что пред нами предстает отвратительный субъект, идиот, в плохом смысле этого слова. Я убежден, что все это сделано умышленно, чтобы дискредитировать писателя. Посудите сами. Встречается Достоевский в Баден-Бадене с Тургеневым, и последний в жестком диалоге обвиняет Достоевского в том, что тот в свое время в пьяном виде изнасиловал маленькую девочку.

  Федор Михайлович в гневе бросается на Ивана Сергеевича, но тот брезгливо отталкивает Достоевского, который никак и не пытается опровергнуть страшное обвинение. Более того, в этой сцене Достоевский ведет себя как человек, которого застали врасплох, обнаружив его самую страшную тайну. У зрителя может сложиться лишь одно впечатление: Достоевский был не только женолюбом, игроком, но еще и педофилом. И Евгений Миронов с присущим ему талантом изображает именно такого Достоевского. Понимает ли актер, что он сыграл? Я слышал, что актеры, особенно большие, умом не блещут. Но Миронов мне казался человеком, не относящимся к этой категории. А ведь авторы сериала не могут не знать, что Достоевский не имеет к этому смертному греху никакого отношения. Сам писатель рассказывал, что еще в детстве оказался невольным свидетелем того, как пьяный кучер изнасиловал девочку. Этот эпизод он и использовал в романе «Бесы». К тому же писатель практически не употреблял спиртного (люди, пристрастные к игре, равнодушны к алкоголю), и поэтому не мог оказаться в пьяном виде, как утверждает в сериале Тургенев. На мой взгляд, совсем не похож Миронов на Достоевского. Играет он какого-то психопата, с постоянно бегающими глазами. Кстати, глаза актера совершенно не похожи на глаза Федора Михайловича, если взять в качестве критерия знаменитый портрет кисти художника Василия Перова, на котором мы видим глубоко сосредоточенного Достоевского со взглядом, устремленным внутрь. Сами сравните и убедитесь, что Миронов, как говорится, попал мимо кассы.

  Актер в этом сериале повторяет приемы, которые он использовал, играя князя Мышкина в сериале «Идиот». Но если там все получилось здорово, то здесь не получилось ничего. Достоевский не Мышкин! Образно говоря, Миронов в этом сериале напоминает Мышкина, который пытается изображать из себя Рогожина. Кроме смеха, это ничего вызвать не может.

  С Достоевским в сериале постоянно случаются эпилептические припадки, но выглядит это по-клоунски, нарочито карикатурно. Относительно припадков эпилепсии у Достоевского до сих пор идут споры. Есть основание полагать, что у него все же была не эпилепсия, а какое-то другое нервное заболевание. Ведь в то время эта болезнь еще не была достаточно хорошо изучена и за эпилепсию нередко принимали схожие по внешним признакам нервные расстройства. Дело в том, что после настоящих эпилептических припадков происходит заметное снижение интеллекта и творческих способностей, чего у Федора Михайловича не только не наблюдается, но, напротив, складывается впечатление, что он заметно прибавляет от романа к роману. Свой последний шедевр «Братья Карамазовы» Достоевский завершает за четыре месяца до своей кончины. Вряд ли такое стало бы возможным при настоящей эпилепсии.

  Вспомните роман «Идиот». Там Лев Николаевич Мышкин после каждого эпилептического припадка надолго превращался в существо, могущее только мычать. С самим писателем ничего подобного не происходило. Во всяком случае, повторю, эпилепсия Достоевского спорный вопрос. Но в сериале на припадках писателя сделан особый акцент. То есть, перед нами не только сладострастник и игрок, но еще и малоприятный эпилептик.

  Но и это еще не все. В заключительной серии есть такой эпизод. Достоевский спрашивает свою жену Анну Григорьеву, донесла бы она в полицию, если бы услышала, как двое молодых людей собираются взорвать Зимний дворец, т.е. убить Царя. Она ответила, что ей очень стыдно, но она не пошла бы доносить. Достоевский говорит, что тоже не пошел бы. Таким образом, получается, что вся борьба писателя с нигилизмом и революцией, все его произведения, все дневники, в которых он разоблачает ужас безбожного нигилистического миропонимания, есть блеф, пустышка, поскольку сам автор отказывается защитить православного царя, да и других людей, которые неизбежно погибли бы при взрыве. Согласно авторам сериала, получается, что Достоевский готов перейти на сторону нигилистов.

  И здесь мы уже имеем дело не с фактической, а со смысловой ложью, со смысловым подлогом. Действительно, подобный разговор у Достоевского был, но не с женой, а с известным издателем Алексеем Сувориным. Федор Михайлович, как утверждает Суворин в своем дневнике, задал ему аналогичный вопрос: «Вы пошли бы? Нет, не пошел бы. И я бы не пошел. Почему? Ведь это ужас. Это преступление. Мы, может быть, могли бы предупредить...».
Обратите внимание, что этому диалогу Достоевского с Сувориным авторы сериала, заменяя Суворина Анной Григорьевной, придают совсем иной смысл. В сериале Достоевский однозначно говорит, что не пошел бы в полицию. У Суворина Федор Михайлович полон сомнений. Я убежден, что случись такая ситуация в действительности, а не в воображении писателя, то он пошел бы в полицию без промедления. В противном случае, он должен был бы отречься от Православной веры и всего своего творчества. Разве это не очевидно? Кроме того, дневник Суворина является вторичным источником, и использовать его так, как это делают авторы сериала, просто аморально. Был ли подобный разговор у Достоевского еще и с его женой в реальной жизни мне лично не известно. Если такой разговор действительно имел место, то буду признателен тем, кто подтвердит это документально.

  В заключении хочется обратить внимание на то, что в течении всех серий Достоевский ни разу не перекрестился, ни разу не был в храме. Только однажды нам показали служебное кадило крупным планом, когда отпевали Михаила, брата писателя. Молитву Достоевский произносит только однажды, когда полностью проигрывается в казино. У него остается последняя монета, и перед тем как проиграть и ее, Федор Михайлович молится и целует ствол дерева. Ну, хотя бы уж нательный крест поцеловал. Вот такая фантазия у господина Хотиненко, который прекрасно знает, что Достоевский, несмотря на все свои страсти, был человеком глубокой веры и церковности. Я не сторонник ханжеского и елейного изображения нашего величайшего писателя, но то, что делает Хотиненко откровенное попрание Божией правды.

  В самом конце сериала Достоевский говорит городовому, что постоянно сомневается в существовании Бога. Если это не скверный анекдот, то что? На мой взгляд, сериал Хотиненко следует рассматривать как духовно-нравственную диверсию и провокацию, направленные против писателя, олицетворяющего совесть русской литературы и русского народа. Удивляться здесь нечему. Ведь еще в давнем фильме Хотиненко «Мусульманин», в котором главную роль играет все тот же Миронов, прослеживается антиправославная и антирусская линия.

  Сериал рассчитан на молодое поколение россиян, которые плохо знают Достоевского и его творчество. Им хотят навязать ложный образ нашего величайшего писателя, хотят представить его физическим и моральным уродом. Здесь я вижу прямое, слегка замаскированное, продолжение либералами большевистской линии в отношении христианских основ русской культуры. Руки прочь от Достоевского!

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
 

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?