В Москве состоялся круглый стол, посвященный 90-летию Русского исхода …
Вчера, 16 ноября, в Москве в здании Международного фонда Славянской письменности и культуры прошел очередной круглый стол Клуба национальной прессы. Тема для дискуссии: «Извлечены ли уроки из гражданской войны в России? К 90-летию Русского исхода». Вели круглый стол председатель Клуба национальной прессы, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов и ответственный секретарь Клуба, редактор журнала «Славянка» Сергей Тимченко.
Анатолий Степанов в своем вступительном слове отметил, что актуальность темы круглого стола связана с ростом социальной напряженности в современном российском обществе. В настоящее время ситуация в России такова, что она в любой момент может перерасти в открытое вооруженное гражданское противостояние, считает А.Степанов. По его мнению, для предотвращения повторения Гражданской войны необходимо выяснить природу и истоки гражданского противостояния в России в начале XX века. В связи с этим участники круглого стола, по его словам, должны были ответить на следующие вопросы: Чем является Гражданская война для России? Является ли она социальным или идеологическим противостоянием? Существует ли в настоящее время угроза повторения в России Гражданской войны? Как православно-патриотическое сообщество может предотвратить повторение гражданского противостояния? Анатолий Степанов напомнил, что гражданские войны проходили во многих странах мира, но именно в России гражданское противостояние приобрело особо жестокие формы. Это обстоятельство связано, по мнению А.Степанова, с тем, что Гражданская война в России носила религиозный характер.
Интересным был доклад известного ученого, доктора философских наук, профессора МГУ Валерия Расторгуева. Политолог изложил методологию и подходы к исследованию феномена гражданской войны. По словам ученого, в науке преобладает нарративный подход к изучению данной темы, стремление установить причинно-следственные связи. В.Расторгуев считает, что раскол российского общества продолжается и поныне. Опасность повторения гражданской войны, по его мнению, сохраняется. Более того, считает профессор, события начала XX века - это всего лишь первая фаза Гражданской войны, которая не прекратилась до сих пор. Валерий Расторгуев подробно изложил концепцию гражданских войн Александра Панарина. А.Панарин считал необходимым при изучении Гражданской войны в России рассмотрение истории гражданских войн в разных странах мира. Такой подход позволяет выявить травмы, которые наносит гражданская война обществу, увидеть, как эти травмы отражаются на обществе, и понять, излечиваются ли они со временем. В частности, А.Панарин показал, что травмы, нанесенные американскому обществу гражданской войной, так и не исцелились. По мнению Панарина, за гражданскими войнами вообще и за Гражданской войной в России в частности стоит борьба между бедными и богатыми. Вся история гражданских войн, известных человечеству, показывает, что в их основе лежит социальное неравенство.
По мнению Валерия Расторгуева, при изучении гражданской войны нельзя не учитывать, в частности, такой фактор как «мистерия, тайный культ идей». «Идеи превращаются во плоть, то есть все катастрофы совершаются в начале в сфере духа», - считает ученый. Политические идеи, как правило, предстают проектами, которые требуют своего воплощения. Идеи способны исковеркать, полностью изменить мир. Согласно метаисторическому подходу к исследованию Гражданской войны, у каждого из участников и созерцателей этой братоубийственной брани были свои идеи, которые не совпадали, они были противоположными и враждующими. «У каждой из этих идей есть свой временной жизненный горизонт», - отмечает политолог. «Разброс идей чрезвычайно велик, и каждая заслуживает внимания, у каждой есть свое теоретическое обоснование, своя судьба и свое будущее, в том числе и очень опасное для России. Поэтому учитывая то, что эти идеи - проекты, которые могут ожить, об этом нужно помнить», - отметил В.Расторгуев.
Со своей стороны, иерей Александр Шумский заявил, что Гражданская война идет с момента распада СССР, когда в России началась либеральная революция. «И сегодня следует говорить о гражданской войне в России в контексте этой революции, являющейся частью мировой либеральной антихристианской революции. Во всех странах, где еще остается значительная часть приверженцев традиционных ценностей, обнаруживаются явления, которые в той или иной степени можно идентифицировать как гражданскую войну. Гражданское противостояние либеральному нигилизму - одна из примет современности», - считает отец Александр.
«Одно время казалось, - отметил священник, - что удастся преодолеть конфронтацию в российском обществе. Появились отрадные признаки попыток вернуться к имперскому стилю руководства. Обозначились, пусть бледные, контуры державного профиля. На Западе поняли, что если упустить время, то контуры этого державного профиля станут отчетливыми, и тогда придется все начинать сначала». «Тревога нарастает. Ожидание катастрофы повсеместное, всесословное и всевозрастное. Уже дети и подростки вопрошают: "Что с нами будет?" Юноши и девушки говорят, что они не хотят заводить семью, потому что не видят никаких перспектив. От таких признаний молодых людей волосы встают дыбом, и проходит озноб по телу. Такого всенародного катастрофического предчувствия никогда не бывало в русской истории», - считает священник.
Одним из факторов, усугубляющим гражданское противостояние в России, по словам отца Александра, является так называемая «знаковая война». «После краха советской империи началась семиотическая война в России; точнее, развернулся семиотический терроризм. И сегодня выражение: "Что хорошо для русского - для немца смерть", - приобретает новый оттенок, в котором анемичное белое европейское лицо заменяется подвижной смуглой южной физиономией. И выясняется, что "семиотический код" новых пришельцев с далеких имперских окраин катастрофически несовместим с нашим. Последствия этой несовместимости, которая острее всего проявляется в молодежной среде, чреваты социальным взрывом огромной силы», - отмечает священник. «Братья и сестры, не будем впадать в пессимизм, не будем унывать. Я уверен, что мы еще споем все вместе известную имперскую песню, в которой есть такие слова: «Выпьем за Родину, выпьем за...» - выразил уверенность отец Александр.
Редактор журнала «Славянка» Сергей Тимченко в своем докладе отметил, что все большие войны имеют религиозный аспект. Дух войны, по его словам, - это дух диавола. Война - антоним любви. И даже религиозные войны совершаются не теми, кто имеет связь с Богом, а скорее теми людьми, которые эту связь утратили. По мнению С.Тимченко, гражданская война - это управляемая катастрофа, а не стихийный процесс. Он выразил предположение, что сейчас в России готовится новый бунт. Гражданская война, по его словам, никогда не заканчивалась, со временем она меняла свои формы и средства. И если раньше преобладали военными силовые методы, то в настоящее время преобладают средства, направленные на уничтожение менталитета русского человека, препятствующего установлению нового мирового порядка. Гражданская война в России - это война против веры и против физических носителей веры.
По мнению духовника движения «За Веру и Отечество» иеромонаха Никона (Белавенца), Гражданская война в России не закончится до тех пор, пока в нашей стране не будет восстановлена единственная легитимная форма правления - монархия. Священник считает, что власть как в СССР, так и в РФ, обладает условной легитимностью. Кроме того, что современная власть в России обладает условной легитимностью, она еще, по его мнению, не пользуется авторитетом в народе. Это обстоятельство вызывает у многих людей искушение смести неугодную власть. В последнее время участились призывы к противостоянию нынешней российской власти, поэтому повторение событий 1917 и 1993 годов, по мнению отца Никона, вполне реально.
Секретарь Центрального совета политической партии «Великая Россия» публицист Сергей Пыхтин в своем докладе отметил, что Россия развивается большими историческими циклами, которая проходит три этапа - мученичество, русское единство и могущество. Данная концепция была в свое время предложена А.С.Пушкиным. Сейчас Россия, по его мнению, переживает эпоху мученичества. Тем не менее, считает С.Пыхтин, нет никаких оснований утверждать, что в России идет Гражданская война. Гражданская война является вооруженной фазой революции. В настоящее же время в нашей стране не наблюдается вооруженное противостояние. Сергей Пыхтин считает опасным муссирование идеи о том, что Гражданская война в России не закончилась, поскольку развитие этой идеи может спровоцировать враждебных России сил на деструктивные поступки.
Руководитель аналитического Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко со своей стороны предложил расширить тему Гражданской войны. Основная задача заключается в определении исторической субъектности, идентичности современной России и степени ее исторической преемственности от дореволюционной России. В.Семенко подверг критике позицию священника Георгия Митрофанова, отрицающего историческую преемственность современной России от Российской Империи. Между тем, по мнению В.Семенко, Россия никогда полностью не теряла своей идентичности. И если для раннего большевизма периода военного коммунизма характерна ненависть к русской православной традиции, богоборчество и воинствующий атеизм, то уже для советского периода времен правления Сталина характерно сочетание коммунизма и «традиционных энергий». По словам В.Семенко, важно в советском увидеть русское.
В свою очередь обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин считает, что события 1905-1917 года можно квалифицировать как геноцид русского народа, который устроили международные террористические организации, этнические преступные группировки, иностранные спецслужбы и изуверские сатанинские секты. Гражданская война в России была спровоцирована международным терроризмом, уверен В.Саулкин.
Старший преподаватель факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Сомин считает, что Гражданская война продолжается до сих пор. По его словам, проявление гражданского противостояния есть даже на форуме «Русской народной линии», особенно в полемике вокруг Сталина, Солженицына и «православного социализма». «Дело в том, что в нашем народе живы оба образа Руси - и белый, и красный. Оба имеют свою правду: белый - это личное стояние человека перед Богом, красный - идея справедливости, на которой всегда держался русский мир. Обе правды, верные сами по себе, оказываются неполными, частичными, недостаточными для бытия русского народа в истории. Поэтому самой насущной задачей является соединение обоих образов, их синтез. Это и есть главный урок, который мы должны извлечь из Гражданской войны. Это и есть основная задача в настоящий момент», - полагает Н.Сомин. «Я красный, и не стесняюсь этого», - признался он. В заключение своего доклада Николай Сомин изложил концепцию «православного социализма».
Со своей стороны, председатель Главного Совета Союза Русского Народа, член Союза писателей России Дмитрий Меркулов отметил, что борьба белых с красными вовсе не является нашей основной проблемой, поскольку она уже ушла в историю. Кроме того, по его словам, социальная справедливость не является исключительной привилегией социализма.
На круглом столе также выступили секретарь Правления Союза писателей России Василий Дворцов, доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ, Анастасия Митрофанова, главный редактор газеты «Русский вестник» Алексей Сенин и член Союза писателей России Андрей Хвалин.
Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников круглого стола 16.11.2010 г.:
А. Степанов
В. Раторгуев
Вопросы по докладу В.Расторгуева
Иерей Александр Шумский и А.Сенин
С.Тимченко
В.Дворцов
Иеромонах Никон (Белавенец)
С.Пыхтин
В.Семенко
В.Саулкин
А.Хвалин
Н.Сомин
Д.Меркулов
Дисскусия
А.Митрофанова и подведение итогов круглого стола