Симпатичный терроризм на Первом канале …

  Вчера по Первому каналу ТВ закончился показ многосерийного художественного фильма «Химик» режиссера Всеволода Плоткина. Показывали фильм в самое выгодное время – с 22 до 22:30. Тема фильма – одна из самых актуальных на сегодняшний день – терроризм. Надо сразу сказать, что фильм с точки зрения профессионального уровня мне показался слабым. Я бы не стал его смотреть, если бы не актер Юрий Чурсин, блестяще сыгравший главную роль – мрачного молодого талантливого химика, который, из-за того, что его не оценивают должным образом в обществе, стал работать на кавказских террористов, а потом сам стал террористом, поставившим перед собой задачу освободить город, в котором он живет, от кавказцев. Город - где-то под Москвой.

  Поэтому он вступает в сотрудничество с русской профашистской националистической организацией. Дима (это имя главного героя, которого играет Юрий Чурсин) изобрел новое очень эффективное взрывчатое вещество, из которого он делает бомбы в виде яблок. Погибают люди. Но вот что интересно, герой Юрия Чурсина не вызывает отвращения. Актер настолько переигрывает остальных, что создается впечатление, что режиссер Всеволод Плоткин специально добивается такого эффекта, когда зритель начинает симпатизировать главному злодею. В американских фильмах такого рода для дискредитации героя-террориста используют один беспроигрышный прием. Героя наделяют каким-нибудь уж очень отвратительным качеством (педофил, истерик, наркоман, убийца ребенка). В этом фильме ничего подобного нет. Наоборот, Дима – жертва. Сначала от него уехали родители. Они подались в какую-то секту, и Дима вынужден жить с эмансипированной бабушкой. Потом Диму почему-то не принимают в институт, не хотят рассматривать его гениальные изобретения, вынуждая создавать подпольную химическую лабораторию, где он производит яды и бомбы. В общем, перед нами – новый нигилист, новый бомбист, которого нельзя обвинять в том, что он стал таким, потому что, как говорил Достоевский, «его среда заела».

  Предчувствие такого героя есть в одной из песен Виктора Цоя. Там такие слова:

"Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?"

  Симпатия к главному герою невольно возрастает, когда он в черном плаще с лицом Паганини всаживает несколько пуль в отвратительного иностранца – извращенца, носящего парик, которого играет прибалтийский актер Будрайтис. Причем убивает он его за свою девушку, которую герой Будрайтиса пытался ликвидировать. Дима не догадывается, что он благородно мстит за сотрудницу ФСБ. Кстати, актриса настолько отвратительно играет, что слов нет. Особенно ее неприятный голос – как будто это было специально сделано, чтобы вызвать неприязнь. И вообще, представители власти, которых играют хорошие актеры, такие, как Косталевский, Бероев и др., выглядят на фоне героя Юрия Чурсина плоскими идиотами, дурилками картонными, придурками, т. е. власть показана с издевкой, со скрытой неприязнью, хотя формально к режиссеру не придерешься. Здесь все дело в нюансах.

  И что получается в результате? Получается, что главная опасность у нас – не южный терроризм, а наш националистический русский терроризм. Да, мы помним, что Черкизовский рынок взорвал Тихомиров, русский парень. Я сам об этом не раз писал и говорил. Но все же. Мы не можем сравнивать по удельному весу русский терроризм с кавказским. Так чего же добивается режиссер Всеволод Плоткин? Может быть, он хочет перевалить груз ответственности с больной головы на здоровую, выполняя чей-то сомнительный социальный заказ? Фильм-то показан по Первому каналу.

  Но вот чего точно добился режиссер, так это симпатий зрительской аудитории, особенно у молодой ее части, к главному герою, террористу, которого играет Юрий Чурсин. Я это утверждаю не голословно. В этом мне сознались несколько молодых людей. У меня же сложилось стойкое впечатление, что под видом борьбы с терроризмом в фильме терроризм по существу пропагандируют. Мне не хотелось бы обвинять режиссера в злом умысле, может быть, он сознательно не ставил перед собой такой задачи, но получилось именно так. И меня это беспокоит. Тем более, что есть тревожные признаки разрастания межнациональной конфликтности.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?