По мнению священника, сжигание покойников не должно быть легитимировано Церковью …

  29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, посвященной отношению к кремации. Своим видением на данную проблему поделился в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский.

  «Существует православная традиция, в которой кремация не предусмотрена. Это новое явление, которое появилась сравнительно недавно. Церковная традиция не знает кремации», - подчеркнул отец Александр.

  Священник рассказал, что «только что пришел с отпевания пожилого человека, которого, как выяснилось, собираются кремировать». «Надо сказать, у нас, священников, ситуация достаточно тяжелая. Лично у меня отпевание человека, который не будет захоронен, вызывает очень тяжелые чувства и ощущения. Конечно, мы не можем отказать или проигнорировать просьбу отпеть умершего, так как люди приходят с болью и страданием, которые надо облегчить. К сожалению, специальных предписаний по поводу запрещения кремации не существует, впрочем, равно как и благословения тоже», - заметил отец Александр.

  «Что касается кремации вследствие отсутствия средств на захоронение, то я не считаю, что это широкая проблема. Лично я еще ни разу не сталкивался с ситуацией, когда при желании нельзя было предать тело умершего земле. Возможностей для этого немало, и неразрешимой проблемы здесь не существует. Конечно же, есть и редкие исключения, когда люди совсем бедны. Но чаще это вопрос желания или нежелания. Мой знакомый священник, отпевая покойника, узнал, что его будут кремировать «по причине бедности», и предложил тотчас найти деньги и помочь с похоронами. Люди все равно отказались - оказывается, им просто это было не нужно», - рассказал батюшка.

  «Зачастую люди не хотят даже в этом случае потрудиться, а многие не понимают значения захоронения в земле или считают, что это «не принципиально». Если хоронят люди некрещеные или нецерковные, - им просто невозможно объяснить, что это плохо, что это грех», - отметил священник.

  «Если кремацию узаконить, придав ей церковную легитимность, то люди, которые не хотят «напрягаться» (особенно молодые, хоронящие своих стариков), будут поступать зачастую именно таким образом. Нужно иметь в виду редкие исключения. Но если они редкие, если остро стоит финансовый вопрос, то не лучше ли Церкви найти возможность помочь неимущему в этой ситуации? Конечно, позицию Церкви по этому вопросу нужно определять соборно. Не хотелось бы, чтобы кремация получила легитимноть», - подчеркнул иерей Александр Шумский.

  Стоит отметить, что до сих пор Русская Православная Церковь не выработала официальную позицию по кремации и захоронению. Поэтому на сегодняшний день среди членов Церкви не существует единого мнения по данному вопросу. В частности, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии доктор богословия Алексей Ильич Осипов, комментируя ранее в интервью «Русской линии» принятое Государственным советом Греции решение, разрешающее кремацию, отметил, что «традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела». «Одно дело урна, и другое - это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Но это не является забвением, а вечной памятью о почившем. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие психологические моменты, которые несомненно более правильные по сравнению с кремацией, но они не имеют принципиального значения и не касаются существа веры", - подчеркнул Алексей Ильич Осипов.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?