Тема «возможна ли новая революция в России?» активно обсуждалась и продолжает обсуждаться в различных СМИ. Это совершенно естественно, поскольку в 2017-м году мы отмечали трагическую дату отечественной истории – столетие русской революции 1917 года. В то же время, тема революции в России не стала предметом системного осмысления. Я, например, ожидал проведения всероссийской конференции или круглого стола, в которых участвовали бы самые разные специалисты и где революция была бы системно рассмотрена со всех сторон. Но, вероятно, такое всестороннее и глубокое обсуждение проблемы революции многим стоящим у власти сегодня невыгодно, поскольку может вызвать нежелательные и неудобные сравнения.
Так возможна ли новая революция в России? – Я полагаю, что в самое ближайшее время, то есть, в этом или следующем году она вряд ли может состояться. Что будет дальше – прогнозировать не берусь. Могу лишь засвидетельствовать опасную тенденцию в развитии протестных настроений, особенно – в молодёжной среде. В этом легко убедится всякий внимательный наблюдатель, побывавший в минувшую субботу на митинге, организованном Навальным на Пушкинской площади. Подавляющей частью митингующих была молодёжь – от 15-и до 30-и лет. Самого Навального задержали непосредственно перед Пушкинской площадью. Над Пушкинской площадью баражировал вертолёт, а вокруг площади велись строительные работы с применением отбойных молотков, так что речей митингующих практически не было слышно – лишь отдельные выкрики, среди которых выделялись слова «долой царя!». Весьма характерный лозунг, свидетельствующий о том, что даже оппозиция склонна воспринимать Владимира Путина как самодержца. ОМОН вёл себя профессионально и спокойно. На моих глазах были задержаны только два здоровых парня – по-видимому, не очень трезвых. Никаких профессионально сделанных плакатов, призывающих к радикальным действиям, я не заметил. Лишь одна весьма преклонных лет женщина держала в руках большой помятый лист ватмана, на котором шариковой ручкой было написано: «Ни царь, ни вождь, ни президент не имеют право распоряжаться нашими природными богатствами – землёй, водой, недрами: они этого не создавали!». Я спросил её: «А кто же должен всем этим распоряжаться – Вы, что ли?». Вместо ответа она раздражённо повернулась ко мне спиной. Ещё там расхаживала парочка престарелых хиппи в потёртых джинсах, с белыми длинными волосами и бородами. В руках они держали красные флажки, на которых белыми буквами было написано: «Дайте нам спокойно жить!». Я их спросил: «Парни, а кто вам жить-то спокойно мешает? Соседи по дому? Президент Дональд Трамп? Может, просто вы сами от себя уже устали?». Шестидесятилетние парни (надо отдать им должное) с юмором ответили: «Да ладно тебе, старый! Просто день кайфовый сегодня – солнышко, тепло… сейчас малость потусуемся, пивка попьём – и по домам!».
Читатель спросит: а в чём же Вы видите тревожную тенденцию? Вроде бы, всё более или менее мирно, какой-то ярковыраженной агрессии нет… Навального, вон, задержали – и никаких криков вроде «руки прочь от Навального!» не слышно. Действительно, персонально Алексей Навальный, похоже, молодёжь совсем не интересует. Я не заметил ни одного молодого человека, у которого на майке было бы написано: «Навальный – наш лидер!» или что-то в этом роде. Но чувство тревоги, тем не менее, присутствует. Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: в субботний майский день, когда почти все, как правило, стремятся выехать за город, Навальному и его сторонникам удалось собрать, по моему представлению, от 1,5 до 2-х тысяч человек. Много это или мало? – это как посмотреть… Конечно, немного, но и жалкой горсткой такое количество людей не назовёшь. Если учесть, что подобные митинги состоялись и в других городах России, то неприятная тенденция – налицо. Смуты зачастую начинаются с внешне незначительных событий. В своё время парижским студентам удалось отправить в отставку великого президента Франции Шарля де Голля. А ведь когда эти студенты только начинали «бузить», де Голль неосторожно бросил: «молодые люди просто не хотят учиться»…
P.S.: В этом году, впервые за 25 лет, что я служу в храме Святителя Николая в Хамовниках, в воскресение после Светлой Седмицы (неделя 2-я по Пасхе) у нас не было совершено ни одного Таинства Венчания, и такое в этом году наблюдалось не только в нашем храме, – хотя во все предыдущие годы у нас желающих венчаться в этот день было столько, что мы вынуждены были многим отказывать. Это, кстати, касается и Таинства Крещения – всё меньше и меньше людей приходит креститься. Я не берусь делать из этого какие-то далеко идущие выводы – возможно, это некая случайность (время покажет). Но очень не хочется думать, что молодёжь, не желающая идти в храм венчаться, пополняет ныне ряды новых революционеров. Судя по всему, начался процесс резкого «левения» в настроениях молодёжи. Кстати, я обратил внимание ещё на одну тревожную деталь: сегодня очень много молодых людей, которые не носят нательных крестов, хотя и крещены в Православной Церкви. Ещё лет 5 назад таких юношей и девушек было заметно меньше. Я недавно спросил одного молодого парня – почему он не носит нательный крест. Ответ был весьма неожиданным: «Это сейчас уже не модно». Полагаю, что к его словам следует отнестись серьёзно. Надеюсь, что наш национальный лидер Владимир Путин понимает молодёжную проблему и не повторит ошибки своего великого французкого коллеги Шарля де Голля. Недаром же сразу по окончании вчерашней инаугурации в Кремле Владимир Владимирович направился к большой группе молодёжи и довольно долго с нею общался.
священник Александр Шумский, публицист