Когда вспоминаешь лицо и стать Валерия Николаевича Ганичева, то невольно восклицаешь: «Какой породистый человек!». Конечно, речь идёт не о «племенном» понимании породы (русскому духу глубоко чуждо такое понимание). Речь идёт о духовно-нравственном восприятии личности. Человеческие красота и обаяние, которые были присущи Валерию Николаевичу, коренятся в его духовно-нравственной основе. Основа эта – глубоко христианская. И в советские времена, когда Ганичев занимал высокие партийные и государственные посты, он был – по сути и духу – православным человеком, хотя ещё и не вполне воцерковлённым.
И вот такие «православные коммунисты» в неоднозначную советскую эпоху и отстояли русскую честь и русские смыслы. Именно благодаря таким «православным коммунистам» мы сегодня вспоминаем советский период отечественной истории с ностальгией. Валерий Ганичев и подобные ему русские люди олицетворяют собой преемственность отечественной истории, её неразрывность, её целостность. Я легко представляю себе Ганичева и во времена русских царей, и во времена имперские (особенно – при Петре Великом или Великой Екатерине). И везде вижу этого человека находящимся на государственной службе и умножающим славу Отечества. И безусловно-знаковым является тот факт, что именно Валерий Николаевич сыграл особую роль в прославлении Русской Православной Церковью адмирала Фёдора Ушакова.
Про таких как Ганичев говорят: «люди Большого стиля». К сожалению, сегодня – всё больше и больше «людей малого стиля», или вовсе серых и «бесстильных». Поэтому уход из жизни Валерия Николаевича нынче особенно ощутим.
После крушения СССР Валерий Николаевич не только не сдал своих позиций, но и напротив – глубоко воцерковившись, обрёл новое дыхание и возглавил Союз писателей России. Именно благодаря ему сохранилась целостность русской патриотической литературной общественности. Его все уважали, его невозможно было не уважать. Даже люди не во всём с ним согласные, даже его резкие оппоненты говорили: «Ганичев – это масть, Ганичев – это личность». А ещё Валерий Николаевич был удивительно прост в общении. Лично мне посчастливилось общаться с ним неоднократно, и я могу засвидетельствовать его простоту, внимание и уважение к собеседнику. Он был подлинным «народным аристократом», для которого единственный смысл жизни составляло служение Богу и Родине.
Будем же, по мере наших сил, продолжать великое созидательное дело Валерия Николаевича Ганичева!
Вечная ему память!
Священник Александр Шумский, публицист