В последнее время в различных СМИ стремительно нарастает количество публикаций, в которых, с той или иной степенью радикализма, порицается российская государственная власть. Бросается в глаза, что подавляющее число пользователей-читателей с жадностью поглощает эти диссидентские материалы. И в то же время эти пользователи-читатели равнодушно или даже с раздражением воспринимают публикации тех авторов, которые предлагают отказаться от нигилистического отношения к государственной власти и поискать причины наших трудностей и нестроений в иных сферах, прежде всего – в духовно-нравственной и личной. 

     Почему так происходит? – Ответ прост: в своём большинстве люди стремятся найти простые, даже элементарные, ответы на все вопросы, касающиеся их частных жизненных проблем. Человек, как правило, не желает искать причины своих проблем в самом себе и зачастую негативно и даже с яростью реагирует на тех, кто пытается ему об этом напомнить. Ничего нового в этих моих рассуждениях нет. О приоритете личной ответственности писали и пишут многие и много где. Прежде всего, это Новый Завет, особенно – Евангелия. Там говорится только о личной ответственности, всё остальное – несущественно и вторично. Но одно дело – читать священные тексты и совсем другое – следовать тому, что в них написано. Вывод – казалось бы, банальный, но от этого в реальности почти ничего не меняется. И было бы полбеды, если бы от личной ответственности отказывались только люди, далёкие от веры во Христа и от Его Церкви – от них иного ждать не приходится. Но полная беда состоит в том, что сегодня очень большое количество людей, позиционирующих себя православными, так же не хотят брать на себя никакой личной ответственности и ищут виновников всех своих проблем исключительно вне себя, в частности – в «плохой» государственной власти или в «плохом» священноначалии. Это явление я называю «православным нигилизмом». Об опасностях, которые таит в себе это явление, я достаточно подробно писал в своих последних статьях.  В этой связи следует вспомнить слова, на которые постоянно обращал внимание Фёдор Михайлович Достоевский – «среда заела». В словах «среда заела» – сущность всех разновидностей нигилизма и начало всех смут, бунтов и революций. Эти слова просты, как хозяйственное мыло, и работают безотказно, как автомат Калашникова. Они – сродни лозунгу большевиков «грабь награбленное!». Мол, я ни в чём не виноват – виновата «среда», которая меня «заела». Стоит только человеку принять эти слова за истину – как он стремительно начинает «расчеловечиваться». 

     Всё творчество нашего национального пророка Достоевского после его обращения в Православие есть борьба против этой «теории среды» и этого лозунга из преисподней «среда заела» – за христианский логос личной ответственности. Помните, как проникновенно и с какой глубиной говорит о личной ответственности старец Зосима в «Братьях Карамазовых»: «…всякий перед всеми за всех и за всё виноват»? Только созидательное чувство личной вины может уберечь человека от разрушающего яда слов «среда заела». 

     В связи со сказанным я хотел бы обратить внимание читателей на статью уважаемого многими автора Геннадия Сазонова «Вымираем… Под аплодисменты», недавно опубликованную на РНЛ. Я далёк от идеи – утверждать, что мировоззрение Геннадия Алексеевича укладывается исключительно в слова «среда заела». В других своих статьях он предстаёт перед нами как вполне православный автор. Данная статья на сегодняшний день набрала рекордное количество прочтений – более 20 000. То есть, настроение и пафос её созвучны весьма многим. В этой своей статье Геннадий Алексеевич рассуждает о демографической проблеме в России, конкретно же – о причинах сокращения численности русского народа и понижении рождаемости у русских. Если говорить кратко, то вся статья сводится к одной простой мысли (составляющей суть «теории среды»): во всём виновата государственная власть, а народ не виноват ни в чём. Вот цитата, напоминающая тезис из какой-нибудь революционной прокламации: «Его (то есть, народа – А.Ш.) становится всё меньше и меньше, а на Красной площади в Москве танцует и пляшет огромный карнавал, прославляющий чемпионат мира». И далее следует ирония автора по поводу «эпохи “развитого путинизма”». Геннадий Сазонов упрекает государственную власть в том, что она находит средства на строительство Крымского моста и дороги-моста на остров «Русский» на Дальнем Востоке и вообще на «великие проекты», но при этом не находит средств на «народосбережение». Здесь так и слышится старая песня в духе Солоневича,  Солженицына и некоторых писателей-«деревенщиков»: мол, зачем нам всякие Триумфальные арки с каналами, которые не стоят ни одной русской избы? И невдомёк автору, что без крымских мостов и волго-балтийских каналов никакого «сбережения русского народа» не получится, потому что без мостов и каналов к нам придут враги и вообще всё уничтожат. Уж сколько об этом писали (в том числе и я) – и вот, всё приходится начинать с начала…

     Меня особенно удивило сравнение Геннадием Алексеевичем России с Арабскими Эмиратами. Он пишет: «В России человек рождается нищим – государство не дает ему долю в природных ресурсах, долю в общественных богатствах… В Арабских Эмиратах едва появляется человек на свет, ему открывают “нефтяной счёт”…». Неужели не понятно, что это – совершенно некорректное сравнение?.. – Масштабы России и Арабских Эмиратов несопоставимы ни по размерам, ни по природным условиям, ни по климату, ни по численности населения – никак. Гражданами Арабских Эмиратов являются около 10 000 000 человек – меньше, чем население Москвы. Стать гражданином этой страны – почти нереально, даже при огромных капиталах. Кроме того, условием получения «нефтяного» пособия и иных благ в Арабских Эмиратах является принятие и соблюдение самого «жёсткого» в мире Ислама (суннитского толка), со всеми вытекающими отсюда последствиями, особенно – в отношении женщин и детей, и т.д. и т.п. Да, там – высокая рождаемость из-за тоталитарности и жёсткости этого исламского течения. Может быть, нам последовать совету Владимира Жириновского и ввести многожёнство, а затем и мусульманами стать? А если серьёзно, то, при всём богатстве этой страны, она может (при определённых обстоятельствах, которые могут стать вполне реальными) моментально превратиться в аравийскую пустыню, точнее – в кучу аравийского песка, потому, что «на песке» нефтедолларов она, собственно, и построена.  Россия же никогда богато не жила и жить не будет, но сохранится до конца мировой истории, так как несёт в себе «вечные смыслы», в отличие от всех этих нефтяных аравий и эмиратов, похожих на мираж в пустыне. И в российской действительности сегодня дело – далеко не только в «олигархах», которые «воруют». Надо же знать и понимать русскую историю! Прочтите хотя бы книгу Андрея Паршева «Почему Россия не Америка» – и вы увидите, например, насколько дороже стоит – построить жилой дом в зимней России, чем в летней Америке…

     По мере приближения к концу статьи автор всё больше включает в действие «заевшую» всех «среду». Он пишет, например: «Но какая же женщина захочет рожать, если в стране унижается русская культура, родной язык заменяется иностранным, правящая “элита” ненавидит страну, из которой сосёт деньги, а государственное телевидение пропагандирует насилие и зло?». Да, вот так именно и думает женщина, которая хочет рожать… «Но какая же женщина захочет рожать…?» – вопрошает автор. Я отвечу: по-настоящему православная. Такая будет рожать, невзирая ни на какие внешние условия и среду. Мне неловко приводить в пример свою собственную семью. Делаю это не ради бахвальства, поверьте. Просто мы с супругой на своём личном опыте знаем – что такое «трудное время». Все наши 8 детей появились на свет в самые тяжёлые «перестроечные» и «постперестроечные» годы, когда роддома практически пустовали. Но никогда у нас не было ни малейшего сомнения или сожаления по поводу раз и навсегда выбранного семейного пути. Напротив – только радость. Когда у нас уже было семеро детей – мы жили в квартире площадью 36кв.м. И гостей приглашали, и весело было. Не хватало ни денег, ни еды, ни одежды – а нам было хорошо и весело. И ни разу мы с супругой не роптали из-за этого на власть. Как-то нам посоветовали пойти к московскому префекту Музыкантскому и попросить улучшить жильё. Когда мы зашли к нему в кабинет и изложили свою просьбу, он рассмеялся нам в лицо и сказал: «Вам, отец Александр, в центре никогда ничего не светит – может быть, только на окраине, да и то не скоро». Когда мы вышли из кабинета префекта, мне стало как-то радостно, и я сказал жене: «Ну, что ж, значит, Богу так угодно!» – и опять нам стало весело. Я тогда вспомнил слова из песни Виктора Цоя: «План такой – нам с тобой…». А буквально через месяц произошло чудо, и мы получили огромную квартиру в центре Москвы. Подробно я написал об этом в статье «Слово о любимом отце»

     Главную причину понижения рождаемости в России у русских следует искать не в политике государства. Конечно, некоторые государственные решения в социальной области – из ряда вон плохи, и об этом говорить надо – кто же спорит! Но главная причина кроется в самом человеке, в его понимании мира и своей личной ответственности. Снижение рождаемости (это, кстати, признаёт и сам Геннадий Алексеевич) началось ещё при советской власти, потому, что, к сожалению, для очень многих русских эталоном уровня материальной жизни и жизни вообще стал Запад (джинсы, Кока-Кола, пособие по безработице, высокие зарплаты и т.д., и т.п.). В русских людях стала формироваться психология эгоиста, захотелось «пожить для себя», а «дети – это же такое бремя!»... И эта психология эгоизма и гедонизма пышно расцвела в постсоветскую эпоху и продолжает цвести и поныне. Я лично убеждён, что если бы чудесным образом русским детям при рождении начали выплачивать нефтяные пособия и вообще всех озолотили бы, то рождаемость от этого не только не поднялась бы, а и вообще исчезла бы. Запад – яркое тому подтверждение. Там рождаемость заметно повысилась лишь сразу после Второй мировой войны. Но, по мере улучшения материального положения населения, стала резко падать. 

     Геннадию же Алексеевичу я посоветовал бы внимательно поглядеть на улице на шеи проходящих мимо людей, особенно – молодых. И тогда он увидел бы, что почти ни на ком из них нет нательных крестов. Я уж не говорю про безотрадную статистику венчаний и крестин в православных храмах в последнее время. Кто-то ошибочно пытается обвинить в этом священноначалие и духовенство (разновидность интерпретации слогана «среда заела»). Нет, тут дело – в другом: ныне очень многие отходят от Бога, снимают с себя личную ответственность, это их личный выбор – оправдывать свой эгоизм и нежелание рожать детей «заевшей» их «средой». И государство с Церковью здесь, в сущности, ни при чём.

     В начале статьи Геннадия Сазонова читаем: "Уже четверть века наши вожди проводят «реформы», и одновременно идёт планомерное сокращение государствообразующей нации - русских людей". Но разве корректно ставить на одну доску времена правления Ельцина и Путина?

     ...И почаще бы нам, православным, вспоминать слова преподобного Амвросия Оптинского: "Смотри на себя и будет с тебя".

священник Александр Шумский, публицист

 

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?