Был такой польский художественный фильм «Рукопись, найденная в Сарагосе». Суть фильма – в том, что главный герой постоянно попадает в лабиринт. Вроде, уже и вышел из лабиринта, радуется, что наконец-то обрёл долгожданную свободу – ан, нет, опять лабиринт – и так – без конца.
Некоторые публикации на нашей «Русской народной линии» всё больше напоминают мне именно эту картину. Вот, например, только что вышедшая статья Валерия Габрусенко «Надолго ли мир на Кавказе?». За исключением последнего абзаца, вся статья напоминает ответ на экзамене прилежного студента, который добросовестно пересказывает параграфы из учебника отечественной истории, касающиеся взаимоотношений России и СССР с народами Кавказа, прежде всего – Северного. Тут – и про Ермолова, и про Шамиля, и про сталинскую депортацию, и т.д. Я читал и всё недоумевал: может быть, Валерий Габрусенко что-то перепутал и случайно послал на РНЛ свою давнюю лекцию, предназначенную для старшеклассников? Но дойдя до последнего абзаца и прочитав его, я понял замысел автора. Весь ликбез, содержащийся в тексте Габрусенко выше, предназначался для того, чтобы некоторым образом замаскировать главную мысль, содержащуюся в конце статьи: «Ныне в северокавказских республиках, кажется, наступил мир. Даже Р. Кадыров признал, что без России Чечня жить не может. Вот только вопрос: чем вызвано это признание? Зрелым геополитическим мышлением или астрономическими суммами, которые Москва вбухивает в Чечню и соседние республики за счёт бедствующих русских губерний? И не изменится ли ситуация, если выплаты пркратятся?». Как говорил советский разведчик штандартенфюрер Штирлиц в советском культовом сериале «Семнадцать мгновений весны», – «лучше всего запоминается последняя фраза». По всей видимости, Валерий Габрусенко очень хорошо это усвоил. Вместо того, чтобы отдать дань уважения верховной власти России за то, что она уже столько лет обеспечивает мирную жизнь на Северном Кавказе, а значит – и мирную жизнь для всей России, автор, выражаясь библейским языком, вновь возвращается на националистическую антиимперскую блевотину, говоря, что «Москва вбухивает астрономические суммы в Чечню и соседние республики за счёт бедствующих русских губерний». Ну, никак не могут Валерий Габрусенко и его сторонники, подобно герою из фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе», выбраться из своего националистического лабиринта, который называется «Хватит кормить Чечню!».
Меня вот что ещё удивляет: сколько уже на «Русской народной линии» было опубликовано материалов разных авторов, в том числе – и главного редактора, Анатолия Степанова, и моих, в которых убедительно доказывается опасность и лживость националистического слогана «Хватит кормить Чечню!». И вот, вновь приходится начинать сначала борьбу с этой деструктивной антигосударственной идеологемой, опять приходится «вступать в лабиринт». Валерию Габрусенко и его сторонникам хочется задать вопрос: Неужели Вы действительно не понимаете, что если не «вбухивать», как Вы изволите выражаться, огромные средства в Северный Кавказ, то такая преступная экономия неизбежно приведёт впоследствии к гораздо большим тратам, в том числе – и жизнями наших детей. Чеченские войны последнего времени продемонстрировали это более чем наглядно.
Габрусенко вопрошает: Чем вызвано признание Кадырова, что «без России Чечня жить не может»? Зрелым геополитическим мышлением или иными причинами чисто материального характера? – Странные вопросы… Ждать от лидеров имперских окраин «зрелого геополитического мышления» – по меньшей мере, неумно. Такого в исторической природе не наблюдалось никогда, за исключением тех отдельных случаев, когда выходцы с имперских окраин, волею судеб, оказывались во главе империй (как, например, товарищ Сталин). Почитайте повнимательнее всемирную историю. Все империи – Римская или же Ромейская (Византийская) держали свои окраины прежде всего с помощью «кнута и пряника», а в Византийской империи использовалось ещё и христианское миссионерство. Сочетание государственной силы с огромными денежными и иными материальными средствами, которые тратились на содержание региональных элит, гарантировало относительную безопасность империй. Кроме того, ряд представителей этих элит империя привлекала к государственной службе. Как только ослабевала имперская мощь и, соответственно, резко сокращались материальные вливания в имперские окраины, начинались брожения и восстания, нередко угрожавшие самому существованию империй. Для преодоления таких кризисов империям приходилось тратить колоссальные средства, гораздо большие, чем на поддержание стабильности в докризисные периоды. И если посмотреть на политику нашего национального лидера Владимира Путина в отношении Северного Кавказа через призму всемирного имперского исторического опыта, то мы увидим преемственность путинской политики этому всемирному опыту. Кстати, любопытно отметить, что в Ромейской империи греческий этнический элемент, по мере своего чрезмерного усиления, начинал выступать с националистических позиций, весьма сходных с позицией русских националистов.
P.S.: Мне очень не хотелось бы, чтобы «Русская народная линия» трансформировалась в русский националистический (а значит – антипутинский) лабиринт. А русским националистам вроде Габрусенко хочу сказать: Не будем, по их выражению, «кормить Кавказ» – будем, в конечном счёте, «кормить» оккупационные войска НАТО. А наши незадачливые националисты на развалинах империи будут, как мантру, повторять заклинание Солженицына о «сбережении русского народа».
священник Александр Шумский, публицист