На статью Андрея Костерина (Полтораки), опубликованную на РНЛ 15-го октября, я обратил внимание из-за её названия – «Неспетая песня битлов». Дело в том, что ещё в 2005 году в журнале «Россия Православная» (ныне уже не издаётся) был опубликован мой очерк «Моё поколение. Размышления о времени и о себе…». В очерке есть глава «Джон  Ленин, Поль Макаренко и голубые левиса», специально посвящённая знаменитой ливерпульской четвёрке.

Прошу прощения, но я позволю себе процитировать из этого очерка свой основной вывод, касающийся творчества «The Beatles»: «В чём же главная причина их столь ошеломляющего и длительного успеха? Я полагаю, что феномен “Beatles”, как это ни покажется странным на первый взгляд, основан прежде всего на их народности. Да, да, битлы – это совершенно народный ансамбль, их музыка является естественным и органичным продолжением британского народного песенного творчества. Если бы они были маргинальной и сознательно космополитической группой со всякими тайными штучками, у них ничего не получилось бы. Сколько мы знаем таких однодневок в наше время! Корни творчества “Beatles” следует, по-видимому, искать, используя терминологию М.М. Бахтина, в «карнавальной» народной культуре Средневековья и Ренессанса Западной Европы и, в частности, Англии. Отличительной чертой народной карнавальной культуры Запада была ее внеположность и даже противоположность Церкви. Бахтин прямо пишет: “Все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они принадлежат к совершенно иной сфере бытия... Он (карнавал) по своей природе всенароден... От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ...”». 

     Читая текст Андрея Костерина, я находил у себя созвучие с некоторыми его суждениями. Человек – явно в теме, хорошо анализирует духовно-нравственные и культурные процессы, происходившие в мире после Второй мировой войны, к месту вспоминает имена Сартра, Маркузе, Ги Дебора и других, цитирует в переводе на русский язык тексты песен «Битлз», при этом совершенно правильно их оценивая. И – всё бы ничего, и даже хорошо, если бы не последний абзац статьи, который меня просто ошеломил (цитирую дословно): 

     «А возможна ли “реинкарнация” революции Воображения, – но только теперь с Божией помощью? Тогда будет уместней говорить о Революции Преображения – спасительной метанойе, преображающей сознание, квантовым скачком избавляя из плена греха и сумрака неведения. А может ли быть метанойя коллективной, соборной, очищающей общественное сознание от чуждых нам идеологем и навязанных штампов? Будет ли Человек Преображенный способен жить в любви, братстве и сострадании? Ориген и Владимир Соловьев верили во всеобщее спасение (апокастасис, Богочеловечество). Почему бы и метанойе не произойти соборно и литургийно, сняв пелену с глаз всех и сразу, показав, что Человек Преображенный – это Человек Соборный, живущий в любви и согласии с Богом и ближним...

А битлы все же спели свою главную песню-молитву “Пусть будет так!”, благословляющую нас на подвиг Революции Преображения…».

     Это что же за «Революция Преображения», да ещё и «с Божьей помощью»? Что это за «спасительная метанойя, преображающая сознание»? Что это за «квантовый скачок», избавляющий «из плена греха и сумрака неведения»? Невольно хочется спросить автора: Вы, что, шутите? или издеваетесь? – Но ведь такими вещами шутить нельзя! Насколько я знаю, Андрей Костерин позиционирует себя как церковного человека. Тогда – как он может здесь проповедовать еретические взгляды, говоря: «Ориген и Владимир Соловьев верили во всеобщее спасение (апоката́стасис, Богочеловечество). Почему бы и метанойе не произойти соборно и литургийно, сняв пелену с глаз всех и сразу...». Кстати, вот это «всех и сразу» показывает, что Андрей Костерин никак не может изжить в себе революционную психологию (православный нигилизм). Ересь Оригена о всеобщем восстановлении (апоката́стасисе), заключается в том, что грешники не будут мучиться вечно, что Бог, в конце концов, всех (вплоть до Сатаны) помилует, простит и приведёт в общение с Собой. Церковь многократно свидетельствовала об этом заблуждении Оригена и давала ему надлежащую оценку и на V-м Вселенском соборе вынесла ему окончательное определение (т.н. 9-й анафематизм против оригенистов): «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема». Подобных церковных определений можно привести множество. Сегодня ересь Оригена снова ожила. Она очень опасна, поскольку подсознательно снимает с человека личную ответственность и ослабляет его молитвенный подвиг. Чего напрягаться – когда Бог всё равно помилует и простит? И особый грех ложится на тех, кто ныне способствует распространению этой ереси.

     Что касается учения Владимира Соловьёва о богочеловечестве, то оно по смыслу и духу близко к оригеновскому заблуждению и к хилиазму, но к учению Церкви не имеет никакого отношения. В значительной степени учение Владимира Соловьёва о богочеловечестве легло в основу так называемого «нового религиозного сознания» – ещё одного страшного заблуждения русской религиозной мысли, которое проповедовали Николай Бердяев, Дмитрий Мережковский и другие. Кстати, сам Владимир Соловьёв в конце жизни отказался от своего учения о богочеловечестве. Владимир Соловьёв был великим философом и в этом качестве он чрезвычайно интересен (я, так же, как и критикуемый мной автор, подробно изучал его труды). Но как только Владимир Соловьёв выходил за рамки философии и входил в сферу богословия, он начинал вступать в противоречие со святоотеческим церковным учением и, повторяю, в конце жизни начал это вполне осознавать.

     Но в полный шок меня ввела последняя «метанойя» (перемена ума) Андрея Костерина: «А битлы все же спели свою главную песню-молитву “Пусть будет так!”, благословляющую нас на подвиг Революции Преображения». Если это – шутка, то шутка кощунственная. Но похоже, что автор вовсе не шутит. Оказывается, нас теперь на духовный подвиг благословляет не Церковь, а битлы. Сам текст «песни-молитвы» (как говорит Костенко) «Пусть будет так!» – близок к кощунству, потому, что Пресвятой Богородице приписывается произнесение совершенно бессмысленных слов «пусть будет так». Что – «так»? И – в понимании кого? Идея «Революции Преображения», да ещё и «с благословения» безбожной группы «Битлз» – это последний писк моды «нового религиозного сознания». Видимо, Андрей Костерин так и не смог вырваться из сладкой патоки творчества «Битлз».

     Как пастырь советую автору снять этот вредный текст c сайта, чтобы не позориться перед людьми, и покаяться в храме. Апоката́стасис Оригена и Апокалипсис Иоанна Богослова – несовместимы.

священник Александр Шумский, публицист

 

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?