Освящённое масло – одна из многих святынь Православной Церкви, подаваемых Ею по милости Божией в помощь истинно верующим. Оно, безусловно, и само по себе обладает силой исцеления, но в большей степени действенны здесь молитва и вера во всемогущество Божие и милость Его ко всем, прибегающим к Нему.
Освящённое масло бывает 3-х видов:
1. Елей, освящённый во время совершения Таинства елеосвящения (соборования).
2. Масло, освящённое на литии во время Всенощного бдения с Полиелеем, где совершается уже не таинство, но просто освящение масла, которым священник тут же, во время службы, помазывает верующих.
3. Масло, освящённое с соответствующими молитвами возле мощей или Чудотворных икон.
Здесь мы говорим о третьем виде масла. Оно действительно обладает чудодейственными свойствами, но только если оно освящено священнослужителем с молитвой и в присутствии верующих, которым оно по освящении раздаётся. В последнее же время в церковных лавках мы видим массовую продажу «освящённого» масла в пластмассовых флакончиках с красочными этикетками с изображениями икон Божией Матери и святых.
Следует отметить, что в православной русской традиции это явление – новейшее. В прежние времена, чтобы получить помощь от того или иного святого или Чудотворной иконы, верующие с молитвой и покаянием отправлялись в паломничество к этим святыням, иногда даже пешком (пеший путь, например, из Москвы до Троице-Сергиевой лавры занимал не менее 2-х суток), претерпевая в пути трудности и прилагая личные усилия (как душевные, так и физические), а по прибытии – говели, посещали необходимые церковные службы, исповедовались, приобщались Святых Христовых Таин и в благоговении служили молебен Спасителю или Божьей Матери пред Чудотворной иконой или святому, к которым дерзнули обратиться за помощью. И – как напутствие – перед отбытием уносили с собой немного масла, освящённого возле мощей или взятого от лампады, находившейся возле Чудотворной иконы. В наш век «космических скоростей» и всеобщей купли-продажи у большинства людей уже нет ни времени, ни сил на такие «подвиги». А возросший спрос на «целебные масла» удовлетворяет множество торговых организаций, занимающихся их производством и продажей, – как церковных, так и имеющих весьма отдалённое отношение к Церкви и Православию вообще. И новоиспечённая «традиция» продажи освящённого масла «на разлив» – это обычный бизнес, основанный на обмане невежественных людей.
Одно дело – когда сама обитель или храм, где находится святыня, действительно освящает масло достойного качества, с соответствующими молитвами, возле этой святыни. И совсем другое дело – когда «освящённым» называют обычное масло, в которое в лучшем случае в тонну-другую вазелинового или растительного масла было добавлено несколько капель масла освящённого, которое потом продаётся в церковные лавки оптом в небольших флакончиках. Иногда невежество «производителей» такой псевдосвятыни доходит до смешного – взять хотя бы, для примера, такие надписи на флакончиках: «Масло от мощей Казанской иконы», или: «Масло с родины блаженной Матроны Московской» (в которое, очевидно, были (или даже не были) добавлены одна или две капли масла, освященного священнослужителем, служащим в местном храме, на родине блаженной старицы). Как говорится, «ничего личного, только бизнес».
Возникает вопрос – проверяют ли и как именно проверяют закупщики иконных лавок подлинность таких флакончиков перед тем, как пустить их в продажу? Ответ – никак. К сожалению, в нашей нынешней церковной практике отсутствует специальный орган, контролирующий происхождение такой продукции. Руководители церковных лавок считают, что ответственность за обман лежит не на них, а на поставщиках («за что купил, за то и продал»). А в случае сомнений поставщики тут же предъявляют «сертификаты подлинности» с подписями и печатями, цена которым хорошо известна… Нужно ли говорить, что подобная «сертификация» – явление, чуждое Православной Церкви, и вызвано оно лишь одной целью – продать побольше товара. К сожалению, многие руководители церковных лавок игнорируют циркуляры Патриархии о запрете закупок предметов религиозного назначения у нецерковных организаций. По этой причине случаи недобросовестности, а иногда и явного обмана, приобретают ныне всё более и более широкий размах.
Некоторые известные пастыри уже неоднократно поднимали вопрос о запрете продажи такого рода «освящённого масла» в церковных лавках, а тем более – оптом. Но пока никаких перемен в этом направлении не наблюдается, «церковный рынок» демонстрирует незыблемость экономического закона спроса, и ушлые производители и оптовые продавцы, имеющие к Церкви зачастую весьма отдаленное отношение, продолжают обогащаться и штамповать миллионы флакончиков на радость врагу рода человеческого. Страсть к наживе, тем более – недобросовестной, как известно, заканчивается плачевно для движимых ею – и в этой жизни, и в будущей.