Надо признать, что в России буквально в последние недели начал активно формироваться антигосударственный антипутинский фронт, включающий в себя либералов, националистов и очень большую часть патриотов. Пополняют протестную когорту и православные – как из числа патриотов-монархистов, так и из числа верующих либералов.

Особо следует отметить, что и среди самого духовенства углубляется разделение. Здесь речь идёт не только о либерально настроенной части священнослужителей, от которой уже давно ничего хорошего ждать не приходится (они активно поддерживали и «болотные» протесты, и кощунственные выходки Pussy Riot, и многое другое), но и о патриотической части духовенства. В эту часть входит группа священнослужителей, поддерживающая нынешнюю российскую государственную власть, и группа священнослужителей, по преимуществу придерживающаяся радикальных монархических взглядов, которая активно выступает против этой власти. И вот, между этими двумя группами патриотического духовенства в последнее время обозначился заметный разрыв, который с каждым днём расширяется и углубляется. Углубляется этот разрыв ещё и из-за ярко выраженной антисоветской позиции священнослужителей, придерживающихся радикальных монархических взглядов. Для них вся власть в России после свержения монархии в 1917 году – по определению незаконна. Кто-то обязательно скажет мне: «Ну, вот, опять Вы, батюшка, в политику лезете – вместо того, чтобы объединяться во Христе у Престола Божия!» – да если бы всё было так просто! Большую часть времени священнослужители общаются вне Престола Божия, вне Литургии. И здесь уж никуда не деться от разделительных линий, которые можно назвать как угодно – политическими или просто жизненными. Я предпочитаю последнее – более общее – определение, поскольку политика – всего лишь часть жизни. Вот возьмите, к примеру, крымский вопрос и наших братьев из УПЦ МП. Я сомневаюсь, что из числа духовенства, составляющего ныне УПЦ МП, можно отыскать хотя бы одного человека, который публично признал бы справедливость воссоединения Крыма с Россией. Такие найдутся разве что на территории самого полуострова. И объясняется это не только страхом перед антироссийской украинской властью, но и их внутренней убеждённостью. А между тем, для судьбы России и нашей с вами крымский вопрос – один из ключевых. И в общении с братьями из УПЦ МП обойти этот вопрос – просто невозможно: не получится. И как бы мы ни сближались в литургическом общении, во внелитургическое время крымский вопрос остаётся и будет оставаться для нас и наших братьев из УПЦ МП неким камнем преткновения – пусть и не решающим в наших взаимоотношениях, но всё-таки весьма и весьма существенным. Мы же не можем здесь с ними согласиться, и они никогда не согласятся с нами, хотя вся историческая правда – на нашей стороне. И от этого никуда не денешься. Кстати, большинство духовенства УПЦ МП отрицательно относятся к советскому периоду, и на Украине бытует миф о том, что украинский народ в безбожное советское время в большей мере сохранил Веру, чем русские, жившие непосредственно в России. 

    Теперь следует сказать об изменении идеологии российской оппозиции в её борьбе с государственной властью. Идеологи протестного движения очень хорошо понимают, что за чисто либеральными лидерами уже никто не пойдёт: они себя полностью дискредитировали. А вот за мнимыми патриотами народ может пойти. Поэтому Навальный, Яшин и им подобные либералы разыгрывают из себя, условно говоря, «демопатриотов». Они не устают повторять, что нынешняя государственная власть во главе с Владимиром Путиным – не просто коррумпирована, но что она, эта власть, – антинародна, следовательно – антипатриотична и, по существу, является оккупационной. А против оккупационной власти настоящие патриоты, идущие за навальными и яшиными, имеют право применять все средства. Прямо это пока ещё не заявляется, но уже подразумевается. И самое печальное состоит в том, что многие, на первый взгляд, зрелые патриоты, которые, казалось бы, должны отличать фальшак от подлинника, уже сидят у навальных с яшиными на революционном крючке, но совершенно этого не осознают. Приведу один весьма показательный пример. Есть у меня близкий друг, человек православный, воцерковлённый, русский патриот и монархист (его имя и род деятельности по известным причинам я называть не буду). Этот мой друг ненавидит нынешнюю верховную власть. В последнее время эта его ненависть перешла уже в маниакальную стадию. Что плохое ни случилось бы в России – виноват президент Путин и вообще вся российская власть. Мои аргументы вроде «разве ты не видишь, что Путина люто ненавидят российские либералы и весь совокупный Запад – то есть, все враги России, что они открыто желают ему скорейшей смерти, и получается, что ты, православный человек и русский патриот, присоединяешься к этой паскудной травле и ненависти?» – абсолютно не действуют. В последние дни он забросал меня по WhatsApp-у антипутинскими видеоматериалами Навального, Яшина и других врагов российской государственной власти. Привожу – с некоторыми купюрами – наш ватсаповский диалог (в диалоге я дал моему другу вымышленную фамилию Сундуков). Итак, Сундуков присылает мне видеоматериал, в котором Навальный обличает помощника президента Дмитрия Пескова, обвиняя последнего в коррупции и других беззакониях. Но главная мишень революционного блогера – конечно, не помощник президента, а сам президент. По существу, Навальный призывает к свержению верховной власти в России. Этот видеоматериал Сундуков сопровождает следующим пояснением: «Навальный – ни при чём. Факты давно гуляют. Ну, как можно ещё повторять ваши пропутинские мантры?». Мой ответ: «Поздравляю, товарищ Сундуков, с вступлением в партию РПСМ(б) (Российскую партию судаков-монархистов-большевиков)!». Сундуков: «Кстати, я прислал только информацию, там нет в твой адрес оскорблений, и если там – неправда, то скажи. А так реагировать нельзя, брат». Я: «Там – не информация, а призыв к бунту. Этого не понимают только судаки. А что касается руководителей государства – то вспомни хотя бы императора Николая I, который никак не хотел убирать министра иностранных дел Нессельроде – инородца и подонка, из-за которого (во многом) мы проиграли Крымскую войну. А сколько недостойных людей было в ближайшем окружении Николая II! Вот я и говорю: окажись ты в начале XX века – был бы ты революционером. Никак ты, Сундуков, не можешь вырасти из коротких штанишек примитивного чёрно-белого мышления!». Сундуков присылает мне ещё один антипутинский материал с докладом другого революционера, Ильи Яшина – о Рамзане Кадырове, в котором Яшин «разоблачает» прочеченскую политику Путина (старая песня – «Зачем мы кормим Чечню?»). Сундуков сопровождает этот яшинский материал комментарием: «Я же сказал: Навальный – ни при чём, “призывы” – пустота, а то, что происходит, и кто это “замешивает” – это главное. Партия “стальпутьхрущдержава” – не выход». Я: «Ну, вот, дорогой, ты и приплыл! – вслед за Навальным прислал мне второго либерал-революционера и русофоба. Оба эти подонка думают лишь о свержении нынешней власти в России, другой цели у них нет – а ты называешь эти их призывы “пустотой”. Только судак может не понимать – что будет со страной, когда такие гниды преисподние как Яшин и Навальный придут к власти. Страна через неделю исчезнет с карты мира! Теперь – поговорим о правде. Большевики и другие левые в своё время тоже “правдиво” обличали язвы общества, и наша тупоголовая интеллигенция верещала: “но они же правду говорят!”. Что из этого вышло – хорошо известно. Распространяя по сети “правду” в упаковке либерал-революционеров, ты, Сундуков, тем самым – хочешь ты того или нет – солидаризируешься с ними в борьбе против верховной власти. Вспомни слова одного очень духовного человека, которого ты хорошо знаешь и уважаешь: “Ты можешь быть прав и со своей правдой пойдёшь в ад”. Сундуков: «Сказочка про то, что, мол, “добрый царь” не виноват, что “у него такое окружение” и что, мол, он не виноват, что, выражая интересы изменников, которые развалили и продали под его руководством всё, что было возможно, что он не виноват, что за 20 лет “правления” садистски изуродовано образование, здравоохранение, армия, культура, национальная политика и прочее, эта сказочка – ещё глупее». Далее Сундуков присылает мне видеоматериал, из которого, якобы, следует – что премьер-министр Медведев причастен к запрету тушить пожары в Сибири. В видеоматериале никаких серьёзных аргументов, подтверждающих причастность Дмитрия Медведева, не приводится, но человеку с революционной психологией серьёзные аргументы и не нужны – ему достаточно голословных обвинений власти. Я ему отвечаю: «Ты – за революцию? Ты – за свержение власти Путина? Да или нет?». Сундуков парирует: «Ну, что ты заладил? Так ставить вопрос – некорректно. Если я считаю верховную власть враждебной, это не значит, что я – за революцию. Так же, как я – против раскола в Церкви, хотя мне не нравится – что делает Патриарх. Однако, раскол провоцируется сверху, многие – ушли, и я не смог переубедить их: люди поступили по совести». Значит, по Сундукову получается – что если человек уходит в раскол или в революцию «по совести», то это, в принципе, заслуживает уважения и понимания. А вот фраза Сундукова «Если я считаю верховную власть враждебной, это не значит, что я – за революцию» – так вообще проговорка по Фрейду. Ведь Сундуков не говорит прямо, что он – против революции, а наводит тень на плетень. В заключении я предложил Сундукову прочитать статью известного патриотического публициста Владислава Шурыгина под названием «Горим и тонем? для одних бедствия – это вызов их профессионализму, для других – отличный повод обвинять власть в бездействии». Статья Владислава Шурыгина заканчивается следующими словами:  

     «Но для одних бедствия это вызов их профессионализму – для спасателей, сотрудников лесоохраны, пожарных, медиков, военных, сражающихся с беспощадной стихией. А для других – отличный повод, сидя с чашечкой кофе перед компьютером, обвинять власть в бездействии и клясть режим, зарабатывая на этом на хлеб с маслом. 

     При этом “борцуны” как-то не спешат обвинять в аналогичном бездействии, например, власти США, где ситуация с лесными пожарами на Аляске практически зеркальна. Но критиковать “спонсоров” “народного протеста” нельзя. Глупо кусать руку кормящую…». 

     Сундуков, которого статья Шурыгина, как и следовало ожидать, ни в чём не убедила – конечно, не зарабатывает денег на своём «народном протесте», и пьёт он за компьютером не кофе, а водку, которая даже больше, чем кофе, подогревает протестное состояние духа и приводит к закипанию мозгов. 

P.S.:  Но самое интересное заключается в том, что в то же самое время, когда происходила моя полемика по Ватсапу с православным патриотом-монархистом Сундуковым, я имел беседу с другим своим другом – очень хорошим православным человеком, но по своим взглядам – либералом, как говорится, «до трусов». И он мне приводил все те же самые видеоматериалы, что и мой друг Сундуков, и комментарии его слово в слово совпадали с комментариями последнего. Ещё совсем недавно эти два моих друга не стали бы вместе на одном гектаре даже чай пить. Но сегодня они уже готовы «вместе весело шагать по просторам», припевая хором: «Вставай, проклятьем заклеймённый… Кипит наш разум возмущённый…». Но нынешним сундуковым – нет оправдания в гораздо большей мере, чем сундуковым начала века минувшего: последние ещё не могли в полноте знать всех последствий своих роковых заблуждений, а вот нынешние – уже не имеют права ссылаться на отсутствие реального исторического опыта. 

Священник Александр Шумский

Впервые опубликовано на сайте "Державный Путь"  russkurs.ru

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Комментарии

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?