Слово священника Александра Шумского на праздник Преображения Господня …

  Братья и сестры! Праздник Преображения Господня особенно любим православным русским народом. В этот день мы созерцаем сияющего Христа, мы озаряемся лучами фаворского света, подаваемыми через Богочеловека. А само слово какое замечательное – Преображение! Сколько в нем небесной музыки! В этом слове содержится

непостижимое для ума, но ощущаемое верующим сердцем, сочетание глубины и ясности. Хочется просто повторять и повторять это слово, и на душе становится спокойно и тихо.

  Отрадно, что Преображение празднуется летом, в августе, когда земля наполнилась теплом и созрели плоды. Тепло августовской земли и созревшие плоды напоминают нам о самом главном, о теплоте Божией благодати, о нетварных энергиях, пронизывающих Землю и живущих на ней и о плодах нашей духовной жизни во Христе. В августе ощущается полнота. Недаром же он – восьмой месяц года, а цифра восемь означает полноту вечности.

  На горе Фавор Господь наш Иисус Христос показал Своим ученикам, а значит и всем христианам, к чему мы должны стремиться, показал цель христианской жизни – обожение. Цель нашей христианской жизни – преобразиться во Христе и стать сыновьями и дочерьми Бога по благодати. Вот какова мера любви Бога к человеку!

  В латинской церкви нет такого трепетного отношения к Преображению Господню, как у православных. Католическая церковь отвергает православное учение о нетварных энергиях, сформулированное святителем Григорием Паламой. По существу Католическая церковь отвергает благодатные дары Духа Святого. Православное учение о нетварных энергиях свидетельствует о неизбывной любви Бога к человеку. Почитайте труды святителя Григория. Сколько в них тепла и радости! И сколько же холода и отчужденности в католицизме! Латиняне, принижая Преображение Господне, утрачивают и остроту восприятия Воскресения Христова. И психологически у них все сводится к Рождеству Христову, то есть, прежде всего, к земной проекции бытия. Взор их не устремлен к небу, отсюда и все догматические, богословские и нравственные искажения католицизма.

  В этом году промыслительно празднование Преображения Господня совпадает с воскресным днем. Господь еще раз напоминает нам, что без преображения нашей жизни, мы не сможем воскреснуть для вечной жизни в Царствие Небесном.

  От этой мысли становится одновременно и страшно, и радостно. Страшно, потому что кажется невозможным нам, грешным, преобразиться до степени богосыновства. Но радостно становится от того, что это действительно может произойти. Надо только по-настоящему этого захотеть и всем своим существом обратиться ко Господу нашему Иисусу Христу. Как говорили преподобный Серафим Саровский и другие святые отцы – все дело в нашей решимости. Вот ее-то нам и не хватает. Подойдем мы к морю благодати, постоим на берегу, подышим немножко свежим благодатным воздухом, но плыть так и не решаемся, и возвращаемся в свои затхлые жилища. И потом лишь ностальгически вспоминаем, как легко и просторно дышала грудь на берегу благодатного моря. Но часто ностальгия перерастает в нас в тяжелую хроническую болезнь, и мы даже начинаем принимать ее за подлинную духовную жизнь. Ностальгия в духовной жизни очень опасна, поскольку она парализует в нас духовную решимость идти вперед и способность к действию. Говорю это, основываясь на своем личном горьком опыте. Каждый год в день празднования Преображения Господь словно говорит нам: дети, не топчитесь на месте, решайтесь, вот вам Моя рука, ничего не бойтесь, Я с вами, войдите в Мой Свет.

  Но мы не решаемся покинуть свою низину, не хватает нам духу взойти на сияющую вершину горы Фавор. А внизу, у подножия горы – мрак и беснование. Когда Господь с учениками спустились с фаворской вершины, то встретили отца бесноватого отрока. Отец просил Иисуса Христа исцелить одержимого, поскольку остававшиеся внизу ученики не смогли этого сделать.

  Господь обращается ко всем людям, жившим тогда, в том числе и к своим ученикам: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». (Мф, 17, 17-18)

  Но разве эти слова Спасителя не жгут и нашу совесть, разве они не касаются напрямую и нас? Касаются, и еще даже в большей степени, чем современников апостолов. У них все же было какое-то оправдание, поскольку Господь еще не воскрес из мертвых. Их маловерие и нерешительность отчасти объяснимы. Но чем мы, имеющие Матерь-Церковь, читающие духовные книги, много, казалось бы, понимающие, оправдаем свою «неверность и развращенность», свои равнодушие и эгоизм, которые являются одной из духовно-нравственных причин нынешнего тотального беснования и кощунства?

  Откровенные враги Православной Церкви и Господа нашего Иисуса Христа очень умело используют нашу теплохладность в вере, нашу нерешительность в отстаивании своих святынь, наше попустительство злу. И в сегодняшнем беспредельном натиске на Церковь темных либеральных сил есть доля нашей вины. Не похожи мы, зачастую, на рыцарей, защищающих святыню, больше мы напоминаем порой хитроватых интендантов, надеющихся втихаря договориться с врагом. Так злые духи исподволь навязывают человеку ложную мудрость. Но такая пацифистская позиция может лишь способствовать сгущению мрака у подножия Фаворской горы. Мрак этот страшный, беспощадный, наполненный «мертвящим злом», «карающий мрак», по слову святителя Григория Паламы.

  Без нашего личного преображения не помогут нам никакие самые правильные государственные меры, и не восстановится наше Отечество. Но, чтобы преобразиться, мы должны решительно отказаться от греховной жизни, поднять глаза к вершине Фаворской горы, откуда льется белое золото благодати, и начать свое восхождение. Аминь.

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?