Все произведения

Тревожная тенденция

     Тема «возможна ли новая революция в России?» активно обсуждалась и продолжает обсуждаться в различных СМИ. Это совершенно естественно, поскольку в 2017-м году мы отмечали трагическую дату отечественной истории – столетие русской революции 1917 года. В то же время, тема революции в России не стала предметом системного осмысления. Я, например, ожидал проведения всероссийской конференции или круглого стола, в которых участвовали бы самые разные специалисты и где революция была бы системно рассмотрена со всех сторон. Но, вероятно, такое всестороннее и глубокое обсуждение проблемы революции многим стоящим у власти сегодня невыгодно, поскольку может вызвать нежелательные и неудобные сравнения. 

     Так возможна ли новая революция в России? – Я полагаю, что в самое ближайшее время, то есть, в этом или следующем году она вряд ли может состояться. Что будет дальше – прогнозировать не берусь. Могу лишь засвидетельствовать опасную тенденцию в развитии протестных настроений, особенно – в молодёжной среде. В этом легко убедится всякий внимательный наблюдатель, побывавший в минувшую субботу на митинге, организованном Навальным на Пушкинской площади. Подавляющей частью митингующих была молодёжь – от 15-и до 30-и лет. Самого Навального задержали непосредственно перед Пушкинской площадью. Над Пушкинской площадью баражировал вертолёт, а вокруг площади велись строительные работы с применением отбойных молотков, так что речей митингующих практически не было слышно – лишь отдельные выкрики, среди которых выделялись слова «долой царя!». Весьма характерный лозунг, свидетельствующий о том, что даже оппозиция склонна воспринимать Владимира Путина как самодержца. ОМОН вёл себя профессионально и спокойно. На моих глазах были задержаны только два здоровых парня – по-видимому, не очень трезвых. Никаких профессионально сделанных плакатов, призывающих к радикальным действиям, я не заметил. Лишь одна весьма преклонных лет женщина держала в руках большой помятый лист ватмана, на котором шариковой ручкой было написано: «Ни царь, ни вождь, ни президент не имеют право распоряжаться нашими природными богатствами – землёй, водой, недрами: они этого не создавали!». Я спросил её: «А кто же должен всем этим распоряжаться – Вы, что ли?». Вместо ответа она раздражённо повернулась ко мне спиной. Ещё там расхаживала парочка престарелых хиппи в потёртых джинсах, с белыми длинными волосами и бородами. В руках они держали красные флажки, на которых белыми буквами было написано: «Дайте нам спокойно жить!». Я их спросил: «Парни, а кто вам жить-то спокойно мешает? Соседи по дому? Президент Дональд Трамп? Может, просто вы сами от себя уже устали?». Шестидесятилетние парни (надо отдать им должное) с юмором ответили: «Да ладно тебе, старый! Просто день кайфовый сегодня – солнышко, тепло… сейчас малость потусуемся, пивка попьём – и по домам!».

     Читатель спросит: а в чём же Вы видите тревожную тенденцию? Вроде бы, всё более или менее мирно, какой-то ярковыраженной агрессии нет… Навального, вон, задержали – и никаких криков вроде «руки прочь от Навального!» не слышно. Действительно, персонально Алексей Навальный, похоже, молодёжь совсем не интересует. Я не заметил ни одного молодого человека, у которого на майке было бы написано: «Навальный – наш лидер!» или что-то в этом роде. Но чувство тревоги, тем не менее, присутствует. Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: в субботний майский день, когда почти все, как правило, стремятся выехать за город, Навальному и его сторонникам удалось собрать, по моему представлению, от 1,5 до 2-х тысяч человек. Много это или мало? – это как посмотреть… Конечно, немного, но и жалкой горсткой такое количество людей не назовёшь. Если учесть, что подобные митинги состоялись и в других городах России, то неприятная тенденция – налицо. Смуты зачастую начинаются с внешне незначительных событий. В своё время парижским студентам удалось отправить в отставку великого президента Франции Шарля де Голля. А ведь когда эти студенты только начинали «бузить», де Голль неосторожно бросил: «молодые люди просто не хотят учиться»…

     P.S.: В этом году, впервые за 25 лет, что я служу в храме Святителя Николая в Хамовниках, в воскресение после Светлой Седмицы (неделя 2-я по Пасхе) у нас не было совершено ни одного Таинства Венчания, и такое в этом году наблюдалось не только в нашем храме, – хотя во все предыдущие годы у нас желающих венчаться в этот день было столько, что мы вынуждены были многим отказывать. Это, кстати, касается и Таинства Крещения – всё меньше и меньше людей приходит креститься. Я не берусь делать из этого какие-то далеко идущие выводы – возможно, это некая случайность (время покажет). Но очень не хочется думать, что молодёжь, не желающая идти в храм венчаться, пополняет ныне ряды новых революционеров. Судя по всему, начался процесс резкого «левения» в настроениях молодёжи. Кстати, я обратил внимание ещё на одну тревожную деталь: сегодня очень много молодых людей, которые не носят нательных крестов, хотя и крещены в Православной Церкви. Ещё лет 5 назад таких юношей и девушек было заметно меньше. Я недавно спросил одного молодого парня – почему он не носит нательный крест. Ответ был весьма неожиданным: «Это сейчас уже не модно». Полагаю, что к его словам следует отнестись серьёзно. Надеюсь, что наш национальный лидер Владимир Путин понимает молодёжную проблему и не повторит ошибки своего великого французкого коллеги Шарля де Голля. Недаром же сразу по окончании вчерашней инаугурации в Кремле Владимир Владимирович направился к большой группе молодёжи и довольно долго с нею общался.

священник Александр Шумский, публицист

Add a comment

Что таится за «безмолвием народа»?

     Прочитал на РНЛ материал «Спасибо киевскому майдану!», в котором уважаемый протоиерей Александр Кузин комментирует данные социологического исследования Левада-Центра по вопросу возможности в России массовых протестных акций. Из опроса Левада-Центра следует, что 90% россиян выступают против разного рода протестных акций и считают их маловероятными. Позволю себе возразить уважаемому батюшке Александру. Прежде всего – данные Левада-Центра вряд ли стоит считать вполне объективными: опрос проводился среди малочисленной группы людей. Кроме того (и это – самое главное): сам Левада-Центр имеет свои интересы, далёкие от национальных интересов нашего государства. Как известно, решением Минюста РФ от 5-го сентября 2016 года Левада-Центр включён в реестр НКО (некоммерческих организаций), выполняющих функции иностранного агента. Левада-Центр получает большую часть финансирования из США. О Левада-Центре протоиерей Александр высказывается несколько туманно и двойственно. С одной стороны, он говорит, что Левада-Центр – иностранный агент, с другой – «Дай Бог здоровья “Левада-центру”, который подменяет нашу систему».

     Лично я предполагаю, что все цифры в данном опросе Левада-Центра явно завышены. Возникает естественный вопрос: зачем иностранному агенту, получающему финансирование из США, понадобилось прийти к выводу, что 90% россиян выступают против различных протестных акций и считают их маловероятными? На первый взгляд кажется, что такой вывод выгоден Российскому государству и здоровой части российской общественности. Но если вдуматься поглубже, то невольно вспоминается тактика идеологов позднего СССР, которые, не переставая, талдычили о непоколебимой стабильности советской системы и предельно завышали все общественно-экономические показатели. В конце концов эта идеологическая и статистическая ложь привела к мгновенному краху СССР. Я убеждён, что этой лгущей идеологической советской командой руководили агенты западного влияния, которые ставили своей главной целью – беспрецедентной ложью усыпить бдительность советских людей и парализовать их волю, а затем нанести предательский удар в спину. Что и было блестяще осуществлено в реальности. Поразительно, но лжецы, нанесшие тогда этот «удар в спину» СССР, нагло использовали собственную ложь, чтобы организовать российское общество для добивания СССР. Именно такими были Горбачёв и Ельцин. Сегодня же руководители Левада-Центра, продолжает дело этих главных виновников краха СССР. Вот через эту призму состояния позднего СССР накануне краха и следует рассматривать данный опрос Левада-Центра. Внушая россиянам иллюзию стабильности, они, под руководством своих заокеанских хозяев, вновь готовят предательский удар в спину. 

     В своём комментарии к результатам опроса Левада-Центра протоиерей Александр Кузин резюмирует: «Еще раз повторю: спасибо киевскому майдану. Ныне народ России прекрасно понимает, что деструктивно выходить на площади с протестами, ибо на поверхность выплывают люди типа Навального и прочая братия. Акции протеста не рождают лидеров и радетелей интересов народа и государства Российского… Есть люди, которые сочувственно относились к подобным гражданским акциям, но их становится всё меньше и меньше».  Позволю себе и здесь не согласиться с дорогим батюшкой Александром. Он полагает, что отрицательный опыт киевского майдана отрезвил россиян и теперь они получили, как он говорит, «антидот против майданных выступлений». Если и получили, то, думаю, ненадолго. И, вероятно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями прекращения действия этого антидота. История показывает, что отрицательный опыт соседей никогда не являлся надёжным средством защиты от повторения этого опыта у себя. Напротив, я наблюдаю заметное снижение интереса в российском обществе к украинской «майданной» теме. Нашим домохозяйкам, которые еженедельно сталкиваются с повышением цен в магазинах и аптеках, украинская тема совершенно безразлична, так же, как и молодым людям, особенно – вступающим в брак и желающим иметь детей, но не могущим при этом даже мечтать о приобретении своего собственного жилья. И, конечно, совершенно неверен, на мой взгляд, вывод отца Александра Кузина о том, что в российском обществе становится всё меньше и меньше людей, которые сочувственно относятся к протестным акциям. Данный вывод батюшки, очевидно, сделан под влиянием этого самого опроса Левада-Центра. Здесь следовало бы обратить внимание на психологию русского человека и на русскую историю. Я не сомневаюсь в том, что многие из опрошенных Левада-Центром россиян просто не захотели признаваться в своём сочувствии к протестному движению из соображений личной безопасности: а вдруг об их «протестности» узнают в соответствующих органах – зачем искать проблемы на свою голову? Слишком жива ещё в русском человеке память о необходимости соблюдать осторожность в своих высказываниях. Но самое главное – в другом. В своё время кто-то из великих русских мыслителей (кажется, В.В. Розанов) сделал очень глубокое историческое наблюдение: в русском человеке мысль о протесте, мысль о бунте вызревает незаметно для внешнего наблюдателя; вроде, ничто не предвещает беды – и вдруг ещё вчера казавшийся мирным народ превращается в озверевшую толпу, сметающую всё на своём пути. И Россия, по образному выражению Розанова, «линяет за три дня». Исторических примеров достаточно: это и Смутное время, и пугачёвщина, и, конечно, русские революции. Сюда же, безусловно, относятся и «лихие 90-е». Инкубационный период русского бунта, повторяю, почти незаметен для стороннего взгляда. Лишь немногие пророчески мыслившие люди, вроде Ф.М. Достоевского, могли этот период разглядеть. Но когда они пытались звонить во все колокола, чтобы предотвратить самое страшное, т.е. русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», им мало кто верил. 

     Кстати, совершенно другая картина была в Европе: у европейских народов (особенно – у французов), была совершенно иная политическая культура. Исстари там существовало множество политических партий, через которые различные социальные группы могли высказывать свои взгляды и обнаруживать свои настроения. Поэтому любой политический процесс в Европе был заметен, и его можно было отслеживать с самого начала. В этом смысле у русского народа не было вообще никакой политической культуры. Русский народ, по слову Пушкина, «безмолвствует», а не занимается (добавлю от себя) партийной говорильней. В этом страшном и таинственном «безмолвии» может незаметно вызревать демон бунта и революции. В России и СССР партии лишь в какой-то степени заменяли журналы, но понятно, что это несравнимо с партиями как таковыми. И до сих пор в политической культуре русского народа ничего не изменилось. Архетип «народ безмолвствует» в нас гораздо актуальнее и сильнее, чем искусственная российская партийная система. Недаром же остроумный В.С. Черномырдин говаривал: «Какую партию ни возьмемся строить – все у нас КПСС получается». 

     Я всецело поддерживаю нашего президента Владимира Путина, голосовал за него, и что бы ни случилось, я, как и большинство православных, ни в какие протестные движения вливаться не собираюсь. Православный должен терпеть до конца и поддерживать верховную власть, если она откровенно не выступает против Бога. Но как поведёт себя остальная, по-видимому большая, часть россиян, я предсказывать не берусь. Могу сказать лишь одно: никакой стабильности я не ощущаю, а чувство тревоги у меня нарастает. Сегодня многие, в том числе и православные, говорят примерно так: «Во внешней политике Путин – молодец, взял Крым – это хорошо. А во внутренней полититке он ничего не сделал. Мы даём Путину последнюю возможность что-то изменить во внутренней политике, в экономике, в образовании, в здравоохранении». Здесь получается – как в анекдоте: Мамаша бегает вдоль берега моря с криком: «ой, утонул мой мальчик, спасите!». К счастью, рядом оказывается молодой человек. Он ныряет и вытаскивает живого мальчика на берег. Мамаша целует спасённого сына, благодарит молодого человека, но при этом говорит: «молодой человек, вы когда ныряли и вытаскивали моего мальчика – вы там не видели маленькую шапочку?». Мне подобные рассуждения очень не нравятся. Как правило, люди, мыслящие таким образом, сами в своей жизни ничего путного не совершили. А Путин – напротив, сделал очень много путного – не только во внешней политике, но и во внутренней, другое дело – что внутренняя политика неизмеримо проблематичнее, чем внешняя. Не дай Бог, чтобы демон бунта вновь вырвался из таинственного и страшного народного безмолвия! Но для того, чтобы этого не произошло, надо не ультиматумы президенту предъявлять, а молиться за Владимира Владимировича, чтобы он, с Божьей (и нашей) помощью, нашёл в себе силы переломить внутреннюю ситуацию. Мы не должны допустить повторения истории с Императором Николаем II-м, когда в начале Первой мировой войны все кричали ему «осанна!», но стоило случиться некоторым неудачам на фронте, как эти же самые «восхвалители» стали подгребать угли к его ногам и превратились в хулителей и губителей своей страны.

     Да не будет так ныне!

Священник Александр Шумский, публицист

Add a comment

Друг степей калмык, русская классика и президент Путин

     Только что прочитал маленькую заметку на РНЛ «В чём ошибка Достоевского?», в которой автор, Григорий Шувалов, в очередной раз пытается «укусить за щиколотку» Фёдора Михайловича Достоевского. Какая-то удивительная маниакальность у некоторых… Просто смешно!

Add a comment

Подробнее: Друг степей калмык, русская классика и президент...

Жаль мне Андрюшу…

     В очередной раз изошёл зловонный «шептунок» от Андрюши Макаревича. И началось публичное обсуждение «шептунка», суть которого – в том, что нас, россиян, Андрей Вадимович окрестил «злобными дебилами», а американцев – напротив – назвал «спокойными, весёлыми и добрыми». А что здесь нового? – Андрюша был таким всегда. Как всякий представитель малого либерального народа, он и в советские времена постоянно называл «быдлом» советских русских людей, а США и вообще Запад почитал раем на Земле. Раньше такие, как он, поносили Сталина и смеялись над Брежневым. Теперь они ещё вдобавок ненавидят Владимира Путина, зато почитают двух прежних лидеров России, одного – предателя, другого – алкоголика, почти уничтоживших Россию.

     Ещё Андрей злобствует потому, что не дали ему его же либеральные подельники хапнуть побольше на развалинах Империи. Оказались рядом с ним мародёры покрупнее – всё спёрли, а «Машине времени» даже на бензин толком не оставили. Хотели незадачливые машиновременисты нефтяную скважину получить, а им вместо этого выдали всего лишь небольшую порцию зелёных фантиков. И кто же, по их мнению, виноват? – Ну, конечно же, «злобные российские дебилы»! 

     К тому же, Макаревич не может не чувствовать своего полного творческого фиаско. Я никогда не был поклонником «Машины времени». Все их музыкальные поделки, с моей точки зрения, выглядели карикатурой на «The Beatles» и Эрика Клэптона. Последнему, кстати, особенно пытался подражать сам лидер группы. Когда «Машина времени» добилась осуществления своей заветной мечты – записаться на студии Apple, где когда-то «лабали стиль» Джон Леннон и Пол Маккартни, то, кроме курьёза, у них ничего не вышло. Ну, и что же остаётся делать уже старому и ныне совершенно не востребованному рокмэну, у которого не хватает дыхалки даже на речитативы прежних лет? Это вам не русский Юрий Антонов, который, несмотря на свои семьдесят с лишним, сохраняет высочайший профессиональный уровень. Вот и мечется Андрей Вадимович то на Украину, то в США – и нет ему нигде покоя, и становится ему всё хуже и хуже: никому он не нужен – ни «тупым и злобным» жовто-блакитным, ни «весёлым и добрым» американцам, ни, тем более, нам с вами. Когда-то он самозабвенно изрекал: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас». И что же получилось в итоге? – Нет миру никакого дела до Макаревича, никто под него не прогнулся и прогибаться не собирается. Он, на самом деле, пребывает в отчаянии. И, по злой иронии судьбы, в своей чёрной шляпе, чёрном пальто, чёрных очках и с жовто-блакитной ленточкой на груди, он стал походить на куклу, изображающую шпиона «в ловких и натруженных руках».

     Честно говоря, жаль мне Андрюшу… Но путь к покаянию никому не заказан – даже шпиону.

Священник Александр Шумский, публицист

 

 

Add a comment

Сталин в хоккее

     Конечно, по Гамбургскому счёту, правы те, кто убеждён, что не следовало российской олимпийской сборной ехать на корейскую Олимпиаду. Запад сделал всё, чтобы максимально унизить Россию. Нам запретили использовать национальные форму, флаг и гимн. И вообще – олимпийское движение выродилось, о чём я уже неоднократно говорил. С другой стороны, я не согласен с теми, кто называет российских спортсменов, поехавших на Олимпиаду, предателями Родины.

Add a comment

Подробнее: Сталин в хоккее

Самые читаемые

5 Недавно добавленных

Хотите получать уведомления о новых статьях на e-mail?